Кратковременное укрепление российской национальной валюты, наблюдавшееся в конце сентября — начале октября, с высокой долей вероятности представляет собой недолговечное отклонение от преобладающей тенденции к её ослаблению.
Существуют веские основания полагать, что девальвационная динамика может возобновиться в обозримой перспективе. Основными факторами, способными спровоцировать новую волну ослабления, являются сокращение нефтегазовых бюджетных поступлений и ожидаемое снижение ключевой процентной ставки.
В последних числах сентября финансовый рынок стал свидетелем последовательных действий со стороны Центробанка России, который на протяжении четырех торговых сессий подряд осуществлял снижение официального курса доллара.
Доллар начал расти только в последний рабочий день недели 3 октября, но по её итогам официальный курс американской валюты всё равно снизился с 83,6118 рубля до уровня 81,8969 рубля.
Оценка сложившейся ситуации позволяет предположить, что ослаблению российского рубля поспособствовали действия финансовых властей.
Одним из катализаторов стало внесенное предложение о повышении ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 22%, запланированное на 2026 год. Данная фискальная мера способна спровоцировать дополнительный инфляционный всплеск, величина которого, согласно экспертным расчетам, может достичь 0,6–0,7 процентного пункта.
При этом в первые шесть месяцев после введения повышенной налоговой ставки дополнительный прирост потребительских цен может варьироваться в диапазоне 1,5–2,0%.
Ускорение темпов инфляции создает объективные предпосылки для пересмотра графика снижения ключевой процентной ставки. Ранее превалировали ожидания последовательного сокращения ставки на 1 процентный пункт на каждом заседании Банка России до конца текущего года.
Однако в настоящее время усиливаются предположения о возможном сохранении ставки на текущем уровне 17% до конца года, что теоретически способно поддержать национальную валюту.
Среди дополнительных факторов, оказавших положительное влияние на валютный курс, эксперты выделяют завершение налогового периода в конце сентября. В этот период традиционно наблюдается активная конверсия валютной выручки экспортоориентированных компаний в рубли для уплаты налогов.
Ближайшее заседание регулятора, запланированное на 24 октября, рассматривается как ключевое событие месяца для валютного рынка, поскольку оно способно прояснить дальнейшую
Текущая рыночная конъюнктура сохраняет высокую степень неопределенности.
Высказанное на высоком уровне мнение о недопустимости «перезамораживания» экономики вследствие излишне жесткой
Резкое повышение курса доллара, зарегистрированное 3 октября, вполне могло стать реакцией на подобные ожидания, побудив инвесторов и аналитиков к пересмотру ранее сформированных прогнозов.
Одновременно с этим на динамику рубля оказывает давление снижение мировых цен на нефть, связанное с ожиданием решения стран ОПЕК+ о наращивании добычи в ноябре.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета и без того демонстрируют негативную динамику. По официальным данным, в октябре недобор дополнительных нефтегазовых доходов составит 26,9 миллиардов рублей, что вынуждает финансовые власти прибегнуть к операциям по продаже золотовалютных резервов.
Сокращение доходов от экспорта энергоносителей неминуемо создаст предпосылки для ослабления национальной валюты. Участники рынка, по всей видимости, уже начинают закладывать данный фактор в свои ценовые ожидания.
В этой связи в ближайшие торговые сессии можно ожидать новую попытку курса американской валюты закрепиться на более высоких уровнях.
Поделиться публикацией: