Приведет ли транспортная война Беларуси и Литвы к девальвации рубля?

Запрещение транзита ряда грузов из Беларуси через Литву и наоборот может привести к сокращению поступления валюты в РБ, но девальвация рубля не является неизбежной — шансы обойтись без нее имеются.

Первый удар в транспортной войне нанесла Литва, которая с 1 февраля 2022 года прекратила транспортировку белорусских калийных удобрений. В ответ белорусская сторона запретила железнодорожный транзит ряда товаров из Литвы с 7 февраля.

Как сообщил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Анатолий Глаз, запрет с белорусской стороны касается следующих из Литвы железнодорожным транспортом нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях Литовских железных дорог. Таких грузов, отметил он, в год перевозится около 1,5–1,6 млн. тонн на сумму более 1 млрд. долларов. Решение правительства РБ вступило в силу 7 февраля.

Анатолий Глаз подчеркнул, что прямые убытки Клайпедского порта, Литовских железных дорог и других литовских компаний составят сотни миллионов евро. Белорусская сторона не исключает дальнейшие действия экономического характера, в результате «… чего транзитная инфраструктура Литвы может пойти в утиль».

Калий

Премьер-министр РБ Роман Головченко за день до объявления об ответных санкциях со стороны Беларуси заявил, что правительство РБ давно к этой ситуации готовилось и переориентировало поставки удобрений на российские порты.

За счет более длинного маршрута производители удобрений понесут некоторые потери, но те будут компенсированы увеличением мировых цен на удобрения. Роман Головченко также пригрозил взыскать штрафы за расторжение литовской стороной контрактов на перевозку грузов, а также упущенную выгоду.

Однако в реальности ситуация может оказаться далеко не столь благополучной. Дело в том, что переговоры о перевалке удобрений из Беларуси через порты в России еще только идут, как отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Старший аналитик агентства Moody’s Екатерина Липатова отметила что в российских портах нет возможности обеспечить перевалку всех удобрений из Беларуси. По оценкам экспертов, Россия может взять на себя 2–3 млн. тонн в год, тогда как весь экспорт калийных удобрений из РБ составляет около 12,5 млн. тонн.

Таким образом, существует угроза сокращения белорусского экспорта калийных удобрений в несколько раз. Правда, удобрения могут перегружаться в портах на оборудовании, предназначенном для погрузки угля.

Есть и другая проблема: некоторые покупатели белорусских удобрений могут отказаться от них. В то же время, газета «Таймс оф Индиа» сообщила, что собирается приобрести у Беларуськалия около 1 млн. тонн калийных удобрений. Чтобы не попасть под американские санкции, покупку планируется оплатить в рупиях.

Что касается компенсации за счет роста цен на удобрения потери выручки белорусского предприятия от снижения объемов экспорта, то такая возможность действительно существует. Быстро заместить белорусские калийные удобрения на мировом рынке не удастся, поэтому цены на них резко вырастут. А они и так высоки: около 800 долларов за тонну на спотовом рынке. Это в 3–4 раза выше средних цен за последние несколько лет.

Будет ли девальвация

Таким образом, теоретически даже реализовав 2–3 млн. тонн удобрений Беларуськалий может получить выручку на уровне докризисных лет. А это означает, что угрозы для стабильности белорусского рубля не возникнет. Но пока ситуация остается неопределенной. Не исключены временные проблемы, связанные с проблемами по налаживанию новых транспортных маршрутов.

Поделиться публикацией: