Объем золотовалютных резервов в национальном определении в сентябре сократился в еще большей степени - на 374,9 млн. USD и на 1 октября составил 8.044,9 млн. USD.
Золото подвело.
Сокращение объема золотовалютных резервов Национальный банк объяснил в основном снижением цен на золото на международном рынке драгоценных металлов, а также погашением Нацбанком и правительством РБ внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте, которые в сентябре текущего года были исполнены в полном объеме.
И действительно, стоимость золота, входящего в состав резервов в определении МВФ, в сентябре снизилась на 94 млн. USD и составила 1.852,6 млн. USD.
Кроме того, резервные активы в иностранной валюте, учитываемые в составе резервов в определении МВФ, за сентябрь снизились на 509,7 млн. USD, до 4.146,6 млн. USD, тогда как прочие активы увеличились на 282,9 млн. USD, до 820,1 млн. USD. То есть Нацбанк осуществил реструктуризацию активов.
В то же время, как сообщил Нацбанк, поддержанию объема золотовалютных резервов в сентябре способствовало размещение валютных облигаций Министерства финансов РБ на внутреннем рынке страны. Данное размещение было незначительным: в сентябре Минфин разместил валютных облигаций только на 22,51 млн. USD из объема эмиссии в размере 100 млн. USD.
Таким образом, Минфину в сентябре не удалось рефинансировать свой внешний долг. Не исключено, что проблемы с рефинансированием сохранятся еще долгое время, так как стоимость внешних заимствований для Беларуси в связи с ухудшением ее финансового положения постоянно растет.
Так, например, эффективная доходность к погашению пятилетних еврооблигаций РБ, погашаемых в 2015 году, на вторичном рынке России 9 октября достигла 12,22% годовых. До возникновения конфликта "Уралкалия" с "Беларуськалием", то есть в конце августа, данная доходность находилась на уровне около 9% годовых.
В таких условиях Минфин стремится увеличивать заимствования на внутреннем рынке. Он учел неудачный опыт сентября и при размещении первых валютных облигаций в октябре увеличил процентную ставку по ним. Так, 4 октября Минфин реализовал неназванной белорусской компании валютных облигаций на 40 млн. USD под 7,15% годовых (на сентябрьском аукционе доходность составляла 6,85% годовых). Дата погашения ценных бумаг - 24 августа 2016 года.
Таким образом, Минфин повысил доходность облигаций до уровня, по которому он реализовывал свои облигации в первой половине текущего года. Но окажется ли этого достаточно для того, чтобы привлечь необходимые для рефинансирования внешнего долга средства, пока неясно.
Экспорт не хочет расти.
К тому же все большие валютные средства сейчас требуются и для компенсации отрицательного сальдо внешней торговли страны. По данным Нацбанка, в августе сальдо внешней торговли Беларуси товарами и услугами составило минус 282,9 млн. USD. Это в 2 раза больше сальдо в июле, равного минус 142 млн. USD. То есть ситуация во внешней торговле Беларуси стремительно ухудшается.
Причиной этого стало сокращение экспорта товаров из страны. Так, экспорт товаров из Беларуси (в ценах ФОБ) в августе сократился по сравнению с июлем на 183,9 млн. USD (5,5%) и составил 3.134,8 млн. USD. Это минимальное значение для данного параметра с февраля текущего года. Импорт товаров в августе снизился на 39,8 млн. USD по сравнению с июлем, до 3.598,7 млн. USD.
В результате отрицательное сальдо во внешней торговле товарами (в ценах ФОБ) в августе выросло почти в 1,5 раза по сравнению с июлем и достигло минус 463 млн. USD. Это очередной максимум для данного параметра.
Положительное сальдо во внешней торговле услугами не смогло компенсировать потери в торговле товарами. К тому же экспорт услуг в августе сократился на 49,7 млн. USD, до 599,5 млн. USD. Это минимальное значение с апреля текущего года. Но и импорт услуг снизился на 52,9 млн. USD, до 419,4 млн. USD. В результате сальдо во внешней торговле услугами в августе составило 180,1 млн. USD против 176,9 млн. USD в июле. Это крайне низкое значение для данного параметра, меньше в текущем году оно было только в июле.
Неординарные решения чреваты большими неприятностями.
С учетом неважного состояния внешней торговли, а также проблем с рефинансированием внешнего государственного долга Беларуси Минфину и Нацбанку в ближайшие месяцы будет довольно сложно сохранять золотовалютные резервы страны. В связи с этим вероятность резкой девальвации белорусского рубля возрастает.
Как показывает опыт прошлых девальваций, руководство страны стремится сохранить золотовалютные резервы, допуская их падение в кризисной ситуации только примерно на треть, после чего осуществляет девальвацию рубля.
Так, например, девальвация 1 января 2009 года была осуществлена после снижения золотовалютных резервов в определении МВФ на 35,5% от максимального значения за 2008 год, то есть на 1,7 млрд. USD. А в 2011 году девальвация началась, когда данные резервы сократились на 34% от тогдашнего максимального значения, то есть на 2,1 млрд. USD.
В ходе начинающегося кризиса критический уровень сокращения резервов еще не достигнут. Так, на 1 октября 2013 года золотовалютные резервы в определении МВФ снизились по сравнению с новым историческим максимумом на 11,3%, то есть на 0,94 млрд. USD.
Таким образом, судя по опыту прошлых девальваций, можно ожидать, что руководство Беларуси допустит снижение резервов еще примерно на 1-2 млрд. USD, после чего будет осуществлена резкая девальвация рубля, несмотря на отрицательное отношение к ней президента и Нацбанка.
Надо учитывать и то, что президент ранее приказывал не допускать снижения золотовалютных резервов вообще. А это уже произошло, то есть указание президента нарушено и формальный повод для девальвации уже имеется. Это значит, что на этот раз Нацбанку вряд ли будет разрешено сократить резервы на треть. То есть более вероятно, что уже после сокращения резервов еще примерно на 1 млрд. USD президент примет решение о девальвации.
А так как величина резервов уже сократилась на 1 млрд. USD по сравнению с их историческим максимумом, то можно считать, что Беларусь уже прошла примерно половину пути к новой девальвации рубля и новому кризису в виде скачка цен и ажиотажа на рынке товаров.
Конечно, было бы хорошо, если бы президенту, Минфину и Нацбанку удалось найти возможности для прекращения снижения золотовалютных резервов и Беларусь смогла бы выйти из текущего кризиса без новых потрясений, постепенно снижая курс белорусского рубля по отношению к доллару на величину около 1% в месяц. Но для этого требуется, помимо прочего, принять жесткие меры по ограничению темпов роста доходов населения, расходов бюджета и кредитованию со стороны государственных банков.
А с этим есть вопросы. На совещании президента РБ Александра Лукашенко с руководством правительства и Нацбанка, состоявшемся 9 октября, речь шла о намерении экономить бюджетные средства, что можно только приветствовать. Однако при этом президент заявил, что "сегодня нужны неординарные решения, а если ординарные, то прежде всего надо продать то, что накопили на складах".
Упоминание о неординарных решениях несколько настораживает, так как финансовый кризис в стране в 2011 году был вызван как раз желанием осуществить в Беларуси весьма неординарное решение перевести импортеров и население на самообеспечение валютой. Если государственные эксперты и чиновники придумают еще что-то в таком же духе, в стране могут повториться события двухлетней давности.
http://www.belmarket.by/