Выручка-выручалочка

Нацбанк снял запрет на валютное кредитование юрлиц, имеющих валютную выручку, достаточную для оплаты кредита.
Без громких комментариев и заявлений о стабилизации на финансовом рынке Нацбанк довольно неожиданно ослабил введенный два года назад запрет на кредитование субъектов хозяйствования в валюте.

Технически это было сделано за счет дополнения, внесенного постановлением правления НБ РБ от 23.07.2014 г. № 471 в знаменитое постановление от 13.11.2012 г. № 577 "О предоставлении кредитов в иностранной валюте".

Дополнение гласит, что положения той части постановления № 577, которая запрещает перечислять валютные кредиты на счета резидентов, не применяются "в случаях, когда кредиты в иностранной валюте предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим выручку в иностранной валюте от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), достаточную для исполнения обязательств по кредитному договору".

Таким образом, Национальный банк фактически разрешил выдачу валютных кредитов юридическим лицам, имеющим валютную выручку, то есть экспортерам.

То, чего так долго добивалось правительство от Нацбанка, осталось "незамеченным" самим правительством. В сообщении, посвященном заседанию Совмина 6 августа, на котором рассматривались итоги полугодия, пресс-служба ни словом не обмолвилась о таком важном послаблении на рынке кредитования.

"Нельзя назвать положение дел в денежно-кредитной сфере идеальным, но стабилизация обеспечена", - лишь цитирует пресс-служба правительства премьер-министра Михаила Мясниковича, который также отметил на совещании, что это стоило правительству и Нацбанку "больших усилий".

Нацбанк, который прежде публично отбивался от требований правительства разрешить выдачу валютных кредитов, на этот раз даже не выпустил пресс-релиза по поводу своего постановления. Более того, в сообщении Нацбанка о состоявшемся 25 июля расширенном заседании правления НБ также нет никаких следов того, что столь важное для экономики решение вообще обсуждалось. Хотя, по сведениям "БР", данное решение было принято еще в первой половине июля.

Между тем об ужесточении требований к валютному кредитованию субъектов хозяйствования Нацбанк сообщал в январе текущего года. Тогда, также внеся очередное изменение в постановление № 577, Нацбанк пояснял, что ограничения по кредитованию субъектов хозяйствования в иностранной валюте, установленные постановлением № 577, распространяются как на кредитование текущей деятельности, так и на инвестиционные цели, то есть кредиты в иностранной валюте предоставляются субъектам хозяйствования только для расчетов с нерезидентами Беларуси при осуществлении внешнеторговых операций.

При этом свою жесткую позицию Нацбанк тогда мотивировал выполнением Плана совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики.
Теперь необходимость выполнения этого плана, который был наспех написан осенью 2013 года к приезду очередной миссии МВФ, вероятно, отпала . Как отпала и необходимость структурного реформирования и повышении конкурентоспособности экономики. Неумолимо приближаются президентские выборы 2015 года, а экономика продолжает стагнировать. И ускорить темп ее роста без кредитной накачки не получится.

Как уже отмечалось, запрет на кредитование юрлиц в валюте был введен еще в ноябре 2012 года. Тогда, через год после кризиса 2011 года, стабилизация финансового рынка оказалась под угрозой. Огромная разбежка в ставках по валютным и рублевым кредитам привела к довольно быстрому росту объемов валютного кредитования, создавая угрозу сильного давления на валютный рынок в случае наступления сроков погашения. Кроме того, высокие ставки по рублевым инструментам позволяли предприятиям переводить валюту в рубли, зарабатывая сверхприбыли, но при этом деньги в реальную экономику так и не поступали. Ну а те, у кого не было оборотки, просто брали валютные кредиты на выплату зарплаты, ведь в 2012 году президентом была поставлена задача быстро поднять долларовый эквивалент зарплаты на докризисный уровень.

То есть наращивание кредитования в валюте на фоне жесткой денежно-кредитной политики, проводимой за счет высоких ставок по рублевым инструментам, усиливало дисбалансы и увеличивало риски очередного валютного кризиса.

Формально ставки на рублевом рынке сейчас снижаются, хотя пока и не достигли того уровня, который сделал бы привлекательными рублевые кредиты. В то же время значительная инфляция не позволяет быстро снижать ставки и дальше. Поэтому, с одной стороны, расширение возможностей кредитования предприятий вроде бы выглядит разумным шагом, тем более что Нацбанк подстраховался тем, что кредиты должны выдаваться только под наличие соответствующей валютной выручки, то есть под уже заключенные экспортные контракты. Но для белорусских экспортеров выручка - вещь весьма непостоянная. И если бы экспортерам хватало ее для нормальной деятельности, то не было бы в нашей стране финансового кризиса и мучительных попыток стабилизации, которые длятся уже третий год.

Кроме того, расширение валютного кредитования может привести к увеличению импорта, что ухудшит и без того не лучшие показатели платежного баланса.

Еще одним негативным следствием расширения валютного кредитования может стать постепенное повышение ставок по валютным депозитам, что на фоне высокой инфляции и постоянной плавной девальвации простимулирует перевод рублевых депозитов населения в валютные.

То есть большинство негативных моментов, которые повышают риски дестабилизации на валютном рынке, пока сохраняется. Наверное, поэтому Национальный банк и не стал широко рекламировать свое решение о расширении возможностей валютного кредитования, так как пока не уверен, что для такого шага действительно пришло время, особенно с учетом продолжающегося снижения золотовалютных резервов.

http://www.belmarket.by/

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Банки Беларуси