Вечные грабли

В условиях неблагоприятной конъюнктуры на внешних рынках административные меры не способны оживить экспортоориентированную белорусскую экономику.

Как заявил Александр Лукашенко 9 октября на совещании, посвященном текущим вопросам социально-экономического развития Беларуси, "особое внимание нам надо уделить рациональному использованию финансовых и других ресурсов, повсеместному внедрению режима экономии и бережливости". И "прежде всего, надо продать то, что накопили на складах".

При этом глава государства счел нужным особо предупредить чиновников об ответственности (вплоть до уголовной) за "вранье" в отчетных данных о ходе разгрузки складских запасов. Категорически недопустима отправка готовой продукции со складов предприятий их зарубежным дилерам без оплаты. "Главное - это деньги в страну, а не товар за границу выбросили и поставили там где-то под забором. Куда хотите везите, но деньги должны в страну поступить".

А неликвиды и ныне там.


Отметим, что к вопросу избавления от сверхнормативных запасов готовых изделий в народном хозяйстве А. Лукашенко регулярно обращается практически на протяжении всего нынешнего года, с каждым разом ужесточая свою риторику. Месяц назад, посещая ОАО "Мотовело", он уже пообещал отправить в отставку нерадивых членов правительства и руководителей предприятий за невыполнение к 1 января 2014 г. госзаданий по разгрузке складов.

Напомним, что задания эти были определены на состоявшемся 11 июня 2013 г. совещании по вопросам развития промышленного комплекса и реализации продукции. Тогда белорусский президент в категорической форме потребовал от правительства, вертикали и директората к концу текущего года выйти на утвержденные нормативы остатков готовой продукции. А три дня спустя на заседании Совета министров РБ был утвержден помесячный график разгрузки складов до нормативных уровней.

Причина столь пристального внимания высшего должностного лица государства к этому вроде бы сугубо заводского уровня вопросу заключается в том, что с начала текущего года в отечественной экономике наблюдается резкий рост остатков готовой продукции.

Если на 1 января 2013 г. они составляли 56,5% месячного объема промпроизводства, то на 1 сентября - 71,4% при нормативе 65% (правда, за август зафиксировано сокращение этого показателя на 3 процентных пункта). Для сравнения: на 1 сентября 2012 г. запасы готовой продукции составляли 49,8% от объема производства. А в период 2011-2012 гг. это соотношение находилось, как правило, в диапазоне 50-60%.

Если же говорить об общей стоимости нереализованных товаров, то на сегодня она превышает 3 млрд. USD. Ох, как пригодились бы эти миллиарды для оптимизации платежного баланса! Но их нет. И это стало, по мнению экспертов, одной из главных причин роста убыточности и снижения прибыльности белорусских предприятий, что, в свою очередь, привело к падению налоговых поступлений в бюджет.

Согласно данным Белстата, чистый убыток отечественных промышленных предприятий в январе - июле составил 1,248 трлн. BYR (более 137 млн. USD) - в 2,22 раза больше, чем за аналогичный период 2012 г. Убыточными в эти 7 месяцев текущего года были 328 организаций, в январе - июле 2012 г. - 208. Удельный вес убыточных промышленных предприятий составил 16,6% против 10,5 годом ранее. В результате совокупная прибыль от реализации снизилась на 36,7%. Чистая прибыль организаций в январе - июле текущего года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 52,1%!

В результате, по оценкам Министерства по налогам и сборам, из-за роста складских запасов и невыполнения планов по росту ВВП бюджет в первой половине 2013 г. недополучил 2,6 трлн. BYR (около 286 млн. USD) и 1,3 трлн. BYR (143 млн. USD) соответственно. По данным Министерства финансов, недопоступления по налогу на прибыль по итогам года могут составить около 6 трлн. BYR (660 млн. USD).

Импортер словам не внемлет.


Как утверждают аналитики, сам нынешний стремительный рост складских запасов в решающей степени обусловлен снижением зарубежных продаж белорусской продукции (прежде всего за счет сжатия основных рынков сбыта наших ведущих производителей).

Согласно предварительным данным Национального банка, внешнеторговый оборот товаров и услуг в январе - августе 2013 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 13,8% и составил около 60 млрд. USD. При этом экспорт сократился к январю - августу 2012 года на 18,6% и составил 29,94 млрд. USD. Импорт снизился на 8,3% - до примерно 30 млрд. USD. Сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси за январь - август сложилось отрицательное в размере 125,3 млн. USD.

При этом в январе - августе внешнеторговый оборот товаров составил 52,54 млрд. USD (83,2% к январю - августу 2012 г.). Экспорт товаров сложился в размере 25,29 млрд. USD (77,1%), импорт - 27,25 млрд. USD (89,8%). Сальдо по товарам получено отрицательное - 1,97 млрд. USD. Внешнеторговый оборот услуг в январе - августе возрос на 15,7% к аналогичному периоду прошлого года и составил 7,47 млрд. USD. Их экспорт увеличился на 16,1% и достиг 4,65 млрд. USD. Импорт вырос на 14,9% и составил 2,81 млрд. USD. Сальдо по услугам - положительное - 1,84 млрд. USD.

Причем дисбаланс во внешней торговле во многом усугубляется тем, что вплоть до недавнего времени падение зарубежных продаж не сопровождалось адекватным сокращением объемов промышленного производства. Под административным нажимом сверху, ради выполнения валовых показателей директора предприятий, сколько могли, продолжали загонять в неликвиды дефицитные материальные, энергетические и финансовые ресурсы. Отсюда становится понятным, почему, несмотря на объявленную на самом высоком уровне кампанию по разгрузке складов, сдвиги в желаемом направлении были весьма незначительными: нельзя одновременно идти в противоположные стороны.

Но бесконечно долго это продолжаться не могло по причине исчерпания как оборотных средств, так и источников их пополнения (ввиду падения выручки от реализации продукции). Наступило естественное затухание производственной активности белорусских предприятий.

Из ничего нельзя сделать что-то.


О том, что недостаток оборотных средств сегодня является ключевой причиной торможения отечественной индустрии, свидетельствуют и результаты сентябрьского опроса руководителей промышленных предприятий, который проводил Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Министерства экономики. Именно этот фактор в качестве главного чаще всего (51% респондентов) называли опрошенные специалистами НИЭИ директора заводов.

Второе место в ряду факторов, сдерживающих производственную активность, занял низкий платежеспособный спрос - на это указали 50% руководителей промпредприятий. Кроме того, как отмечается в отчете, сохранили свою значимость неплатежи потребителей, а также высокие цены на сырье и материалы и проценты по банковским кредитам.

И тем не менее, как показывают события последнего времени, административный ресурс продолжает оставаться главным рычагом "ручного" управления белорусской экономикой. Только теперь угроза "уволить" дополнена угрозой "посадить". Однако это никак не может повлиять на иностранных покупателей, и, следовательно, новый раунд закручивания гаек для оживления экспорта будет иметь тот же эффект, что и предыдущие попытки.

Нельзя сказать, что эти прописные истины совсем недоступны сидящим наверху. Так, министр экономики РБ Николай Снопков еще 14 июня, выступая на заседании Совмина, заявил, что первопричину падения зарубежных продаж отечественной продукции следует искать в экономической неконкурентоспособности белорусских товаропроизводителей и в их неумении торговать.

Но, как показали последующие события, воплощения в стратегических управленческих решениях этот бесспорный тезис так и не нашел. Все опять свелось к графикам и наказаниям за их невыполнение. Оно и понятно, так как в противном случае будет необходимо устранить чиновников от прямого вмешательства в экономику и перестроить систему материальных стимулов. А это, в свою очередь, требует внесения изменений в права собственности и распоряжения ею.

http://www.belmarket.by/

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

В Беларуси