В 2017 году инфляция в Беларуси снизилась до 4,6% с 10,6% в 2016 году

В декабре 2017 года потребительские цены в Беларуси выросли по сравнению с ноябрем на 0,2%, а по сравнению с декабрем 2016 года — на 4,6%. Таким образом, темпы инфляции в прошлом году снизились по сравнению с 2016 годом более чем в 2 раза.

Еще более радикальное сокращение произошло с базовой инфляцией, при расчете которой исключаются цены на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов административного и сезонного характера. В декабре 2017 года базовая инфляция по сравнению с ноябрем составила минус 0,4%, а в годовом выражении она достигла 2,5%.

В 2016 году базовая инфляция равнялась 10%. Столь значительное падение базовой инфляции — в 4 раза — объясняется тем, что в прошлом году значительный вклад в прирост цен внесли услуги ЖКХ, которые регулируются административно.

В целом услуги в 2017 году выросли в цене на 9,5% против 17,6% в 2016 году. В декабре 2017 года цены на услуги поднялись в цене по сравнению с ноябрем на 0,5%. Наибольший скачок этих цен происходит в начале года, когда правительство обычно поднимает цены на услуги ЖКХ.

Продовольственные товары за прошлый год подорожали всего на 4,2%. В 2016 году рост составил 10,4%. Таким образом, темпы инфляции в данном случае опустились примерно в 2,5 раза. По сравнению с ноябрем цены на продовольствие в декабре поднялись на 0,7%. Это сезонный рост — в декабре 2016 года продовольствие подорожало на 1% в месячном выражении.

Цены на непродовольственные товары в декабре 2017 года снизились по сравнению с ноябрем на 0,9%. Это тоже сезонное явление, связанное с рождественскими и новогодними распродажами. В декабре 2016 года непродовольственные товары подешевели в меньшей степени: на 0,7%.

В годовом выражении данные товары выросли за 2017 год всего на 2%. В 2016 году рост составил 6,8%, то есть темпы роста цен в данной сфере экономики снизились в 3,4 раза.

Значительное падение темпов рост цен на продовольственные и непродовольственные товары связано, по-видимому, с высокой конкуренцией среди белорусских производителей товаров, которые испытывают проблемы с экспортом своей продукции за рубеж, поэтому вынуждены придерживать цены. Возможно, сыграла роль и конкуренция среди крупных торговых сетей, которые стремятся привлекать клиентов низкими ценами. В частности, агрессивную политику завоевания рынка в 2017 году проводил Евроопт.

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

В Беларуси