Смогут ли Беларусь и Россия обеспечить технологический суверенитет в ближайшие годы?

По мнению вице-премьера Татарстана Олега Коробченко, в Союзном государстве Беларуси и России в ближайшие годы будет достигнут полный технологический суверенитет.

Более того, он считает, что в Беларуси технологический суверенитет уже в принципе почти достигнут. Столь оптимистическое заявление он сделал после посещения делегацией Татарстана ряда белорусских предприятий.

Олег Коробченко подчеркнул, что странам требуется полностью мобилизовать все силы на развитие техники, химии, малотоннажной техники, авиастроения и судостроения. Татарстан занимает шестое место по объему товарооборота с Беларусью среди регионов России, который на протяжении нескольких лет превышает 1 млрд. долларов (за исключением 2020 года, когда наблюдался пик пандемии).

Татарстан и Беларусь сотрудничают в нефтехимии, авиастроение, а также в некоторых сферах промышленности.

В частности, было отмечено дочернее предприятие МТЗ — торгово-производственная компания «МТЗ-Татарстан», которое планируется сделать хабом по продажам не только тракторов, но и другой белорусской техники, производимой на Минском моторном заводе, Гомсельмаше, АМКОДОРЕ, и т. д.

Кроме того, Минский моторный завод и компания «Елабуга-Раритэк» собираются реализовать проект по созданию газомоторного двигателя для тракторов МТЗ. Планировалось подписать дорожную карту проекта сотрудничества ПАО «Туполев», Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова и Минского завода гражданской авиации № 407.

Совместным проектам РФ и Беларуси быть!

Судя по приведенным примерам, технологическое сотрудничество Беларуси и России развивается, но до его завершения еще довольно далеко. Впрочем, имеются более впечатляющие достижения. В частности, технологической независимости уже практически достиг БЕЛАЗ, который служит примером успешного сотрудничества двух стран.

Как сообщил заместитель генерального директора по стратегическому развитию и корпоративному управлению предприятия Алексей Грачев, за последние годы БЕЛАЗ прекратил закупать за пределами Беларуси и России около полутора тысяч комплектующих.

В настоящее время завод осуществляет несколько инвестиционных проектов с российскими предприятиями. В частности, идут испытания 90-тонного самосвала с газотурбинным двигателем компании «Калужский двигатель», кроме того, разрабатывается 130-тонный самосвал с дизель-генератором малой мощности Ярославского моторного завода.

Подобных проектов довольно много, и похоже, в сфере машиностроения и других отраслях экономики, связанных с индустриализацией, Беларусь и Россия, возможно, достигнут технологической независимости в течение нескольких лет, хотя и на уровне технологий, немного ниже лучших мировых образцов.

Этому способствуют проекты, реализуемые в рамках Евразийского экономического союза. Как сообщила 12 апреля официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина, уже реализовано 25 проектов в рамках карты индустриализации ЕАЭС на сумму около 21 млрд. долларов.

В текущем году Министерство экономики РБ предложило добавить в карту индустриализации еще пять проектов в сфере производства металлических изделий, нефтехимии и промышленности строительных материалов.

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

В Беларуси В России