После отмены ковидных ограничений Китай, судя по экономическим данным, вступает в новую фазу своего развития со сравнительно низкими темпами экономического роста на фоне гигантского общего долга в стране.
В первом квартале 2023 года ВВП Китая вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что было связно со снятием антиковидных ограничений. Однако во втором квартале дела пошли хуже. В мае индекс деловой активности (PMI) в производственном секторе Китая снизился до 48,8 с 49,2 в апреле, что оказалось намного хуже ожиданий.
Значение индекса меньше 50 указывает на сокращение деловой активности. Розничные продажи в Китае в апреле увеличились всего на 0,5% по сравнению с мартом, а безработица среди молодежи в возрасте от 16 до 24 лет превысила 20%.
В то же время, у Китая еще имеются резервы для экономического роста, так как потребление домохозяйств в стране составляет всего около 38% от годового ВВП, в то время как в США данный показатель равен 68%. Это означает, что, теоретически, увеличивая потребление на внутреннем рынке, в КНР еще долго можно обеспечивать подъем экономики.
Но развитию мешают проблемы, связанные с тем, что сами китайцы не спешат увеличивать свое потребление. Это вызвано, в значительной степени, ростом валового долга Китая.
По оценке компании Seafarer Capital Partners, к июню 2022 года общий китайский долг составил около 52 трлн. долларов, причем за предыдущие 10 лет он увеличился на 37 трлн. долларов. Это на 12 трлн. долларов больше прироста долга в США за тот же период.
Китай обогнал США и по отношению общего долга к ВВП, достигшего 295% против 257% у американцев. И это при том, что глава КНР Си Цзиньпин уже с 2016 года пытается проводить политику сокращения данного отношения.
Его усилия негативно влияют на экономику. В частности, в первом квартале этого года инвестиции в строительство недвижимости в Китае сократились на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Негативное влияние на экономику страны оказывает и ухудшение отношений с США, что приводит к сокращению иностранных инвестиций в КНР. Так, в 2022 году прямые иностранные инвестиции в Китае снизились на 48% и составили 180 млрд. долларов. Отношение прямых иностранных инвестиций к ВВП Китая оказалось ниже 2%, хотя 10 лет назад оно составляло 4%.
Инвесторов пугает и ужесточение государственного регулирования в ряде секторов экономики КНР, в частности, в образовании и недвижимости. В связи с этим, в январе—апреле 2023 года инвестиции частных компаний в основные средства увеличились в годовом выражении всего на 0,4%.
Несмотря на возникшие проблемы, экономике Китая, по мнению экспертов, грозит не спад, а замедление. А руководитель отдела исследований в компании Rayliant Global Advisors Филипп Вул даже полагает, что переход КНР к экономике, которая будет больше полагаться на внутреннее потребление, а не на экспорт, позволит сохранить прежний уровень роста экономики.
Этим Китай выгодно отличается от США и ЕС, которым грозит рецессия. К тому же, пока КНР наращивает и объемы экспорта, укрепляя сотрудничество с развивающимися странами. Например, благодаря достижениям в производстве электромобилей, в первом квартале 2023 года Китай стал крупнейшим в мире экспортером транспортных средств, обогнав Японию.
Поделиться публикацией: