Полонезное братство. Почему вдруг обвалилась вся белорусская торговля?

Перед праздниками Белстат отчитался об итогах внешней торговли в 2018 году. Нужно признать, что официальные данные вышли обескураживающие.

Обобщенная статистика внешней торговли товарами публикуется через месяц после совершения торговых операций, а детальная — и того позже, спустя 45+ дней. Поэтому на сегодня известны данные о внешней торговле за 11 месяцев 2018 года.

Впрочем, от запоздания во времени госстатистика не стала менее интересной. В ноябрьских данных по внешней торговле содержатся любопытные феномены.

Так, в ноябре впервые за 24 месяца не вырос оборот торговли товарами. Это произошло как за счет ухудшения динамики по экспорту, так и по импорту. Экспорт Беларуси за ноябрь вырос к 2017-му всего на 4,3%, а импорт вообще сократился на 3,6%. Падение импорта случилось первый раз за период с ноября 2016 года.

Чистый экспорт является одним из компонентов ВВП Беларуси. Во многом за счет сжатия внешней торговли рост экономики в ноябре стал одним из худших в 2018 году — лишь 0,4%.


Какие причины привели к ноябрьской просадке экспортных и импортных операций?

Объяснения можно найти в данных по странам, с которыми торговала Беларусь. Если в целом импорт за ноябрь упал к 2017 году на 118,4 млн USD, то в торговле отдельно с Россией импортные потоки усохли на 101,4 млн USD. Таким образом, уменьшение импорта почти полностью лежит «на совести» РФ.


Что могло стать причиной сокращения импорта из России?

Ответ выплывает довольно быстро, если вспомнить, что основной импортный товар из РФ называется «нефть». В октябре 2018 года цены на российскую нефть достигли максимума за несколько лет. По данным Минфина РФ, в октябре-2018 нефть Urals продавалась по 79,3 USD за баррель.

Однако в ноябре последовала корректировка цен на российскую нефть до 64,8 USD. Другими словами, сырье для Беларуси стало стоить примерно на 18% дешевле.

Кстати, в декабре ценопад продолжился полным ходом. За последний месяц 2018 года нефть Urals подешевела до 57,6 USD за баррель, что ниже, чем заложено в белорусский бюджет на 2019 год.

Для порядка отметим, что из России Беларусь также импортирует газ. Но его цена, в отличие от цены нефти, фиксирована в контракте с Газпромом. К тому же, импорт газа в ноябре сезонно растет к октябрю. Посему нефть остается единственным объяснением для провала по импорту.

А вот для выводов по экспорту кейс России напрямую не подходит. После снижения в сентябре и октябре вывоз товаров в РФ даже немного увеличился — на 0,5%.

Драматические изменения состоялись в торговле со странами вне СНГ и странами СНГ за исключением России. Темп роста экспорта вне СНГ упал с +26,6% в октябре до +7,8% в ноябре, в СНГ кроме России — с +40,5% до +4,8%.

Главные торговые партнеры Беларуси на этих направлениях — Евросоюз и Украина. В указанные части света наша страна вывозит выработанные из российского сырья нефтепродукты. Снижение их цены обычно объясняет обвал поставок за границу.

Но есть еще один важный фактор просадки экспорта — это Азербайджан. В 2018 году Беларусь продала этой стране реактивные системы залпового огня «Полонез». Расчеты banki24.by на открытых данных показывают, что стоимость «полонезов» и сопутствующих товаров могла достигать 195 млн USD.

РСЗО «Полонез» были переданы азербайджанцам ранее 4-го квартала и не вошли в статистику по ноябрю. По сути, эти поставки обеспечили до 1/5 от экспорта белорусского Госкомвоенпрома. Если в 2019 году мы снова не продадим «полонезы», велик риск провала по сумме высокотехнологичного экспорта.

Источник: https://banki24.by

Доходы от экспорта нефти за 2018 год Россия вложила в китайскую экономику

Поделиться публикацией: