В Беларуси отмечается значительный рост случаев хищения денежных средств с использованием банковских карт и мессенджеров. Однако Национальный банк уверен, что может пресечь львиную долю таких инцидентов и планирует усилить меры безопасности в банковской системе.
С таким заявлением выступил заместитель председателя правления Нацбанка РБ Андрей Картун.
fraud — мошенничество.
Антифрод-системы — системы, которые борются с мошенниками.
Для противодействия злоумышленникам Нацбанк еще в прошлом году обязал все банки создать центры кибербезопасности. Их ключевая задача — работа с
Автоматическое выявление аномалий: система анализирует поведенческие паттерны. Например, если с карты, с которой в среднем тратили 50 рублей в день, вдруг начинают списывать по 500 рублей ежеминутно, то это повод для её блокировки и проверки специалистом.
Временная автоматическая блокировка: некоторые банки уже внедрили системы, которые автоматически блокируют подозрительные операции на срок до двух дней.
Взаимодействие с правоохранителями: некоторые
Современные
Нацбанк планирует выработать единые стандарты работы
Главная цель — обеспечить максимальную защиту для клиентов, найдя такой баланс, при котором потребитель даже не заметит усиления мер безопасности.
Андрей Картун выделил три наиболее распространенные и опасные схемы обмана.
«Инвестиции» с бешеной доходностью
Суть: мошенники предлагают физическим лицам «выгодно» вложить деньги в акции белорусских или российских компаний, обещая огромные проценты. Такой вид мошенничества выявить очень сложно.
Масштаб: на эту схему приходится четверть всех случаев
Поддельные звонки от имени госорганов и банков
Суть: звонящие представляются сотрудниками Нацбанка, силовых структур или работниками банков. Под предлогом «декларирования финансов», «помощи родственнику» или «спасения сбережений» они с помощью методов социальной инженерии выведывают персональные данные.
Группа риска: чаще всего жертвами становятся пенсионеры, у которых мошенники умудряются выманивать даже наличные деньги.
Обман при
Суть: пользователю, интересующемуся товаром, предлагают купить его по сильно заниженной цене (например, в два раза дешевле). После предоплаты товар не приходит.
Проблема: такой вид мошенничества крайне сложно остановить, так как деньги мгновенно уходят на счета, открытые за рубежом.
Андрей Картун подчеркнул, что, несмотря на постоянное совершенствование банковских систем безопасности, мошенники тоже не стоят на месте.
Никакие технологии не заменят бдительности самого гражданина. Осведомленность и осторожность — ключевые факторы в борьбе с финансовым мошенничеством.
Поделиться публикацией: