На прошедшей неделе дело по стабилизации валютного рынка Беларуси, похоже, наконец-то сдвинулось с мертвой точки: президент Беларуси Александр Лукашенко, насколько можно понять, разрешил использовать для этого средства белорусских государственных предприятий или доходы от приватизации.
А именно, президент в ходе совещания с правительством и Нацбанком 8 июня заявил, обращаясь к участникам совещания, что до конца месяца первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко, курирующий топливно-энергетический комплекс страны, принесет 1 млрд. USD.
По-видимому, здесь имеются в виду средства белорусских государственных экспортеров, которые в настоящее время находятся за рубежом –- на предыдущем совещании 27 мая было отмечено, что дебиторская внешняя задолженность белорусских предприятий составляет около 5 млрд. USD. Но не исключено, что речь идет о доходах от приватизации или о деньгах для финансирования какого-либо крупного проекта.
В любом случае это означает существенное изменение отношения президента к кризису на валютном рынке, который, собственно и начался после того, как А. Лукашенко приказал Нацбанку прекратить «раздавать» зарабатываемую предприятиями - экспортерами валюту «тем, кто ее в страну не приносит» (на совещании 25 февраля 2011 года). Возможно, что на совещании 8 июня, президент решил, что ситуация зашла слишком далеко, и отчасти изменил свою позицию. Но это только предположение.
Как бы то ни было, похоже, в распоряжении у Нацбанка в июне появятся средства в размере 1 млрд. USD от В. Семашко и 0,8 млрд. USD в виде кредита от ЕврАзЭС. И тут возникает вопрос, что будет с ними делать Нацбанк. Для стабилизации валютного рынка ему надо осуществлять валютные интервенции, то есть начать продавать валюту на бирже всем желающим.
Проблема в том, будет ли достаточно 1,8 млрд. USD для стабилизации. Сейчас накопился значительный отложенный спрос на валюту со стороны импортеров, величину которого можно примерно оценить исходя из сальдо внешней торговли в 1-1,5 млрд. USD. Кроме того, существует отложенный спрос и со стороны населения, величина которого наверняка составит несколько сотен млн. USD.
Таким образом, 1,8 млрд. USD кажутся суммой, которой может впритык хватить для удовлетворения отложенного спроса на валюту со стороны импортеров и населения. То есть, достаточно для стабилизации рынка где-то на месяц.
Потом еще понадобятся деньги. Если Беларусь все-таки получит от приватизации 3,5 млрд. USD, или кредит МВФ, то стабильность на валютном рынке, по-видимому, может быть обеспечена за счет этих средств - до конца года. Возможно, из резервов белорусской промышленности и ТЭК понадобиться забрать еще на 1-2 млрд. USD для компенсации разрывов в поступлении средств (эти потери предприятий будут компенсированы ростом резервов РБ).
К тому же, увидев, что руководство страны наконец-то начало действовать по ясному и реалистичному плану, и население начнет возвращать валюту в банки, и иностранные инвесторы начнут вкладывать деньги в страну. Скажется и положительный эффект девальвации.
Однако такой вариант событий не обязательно реализуется. Не исключено, что Национальный банк и Совмин используют полученные ресурсы для возвращения своих долгов. В этом случае средств на валютные интервенции может не хватить. А это значит, что ситуация на валютном рынке и в экономике страны будет продолжать постепенно ухудшаться.
Владимир Железняков. http://select.by