«Прогноз отражает ожидания агентства в части дальнейшего ухудшения финансовой конъюнктуры для банков из-за низкой валютной ликвидности банковского сектора при высоком уровне валютных депозитов. Негативный прогноз также учитывает ухудшение способности правительства Беларуси обеспечить системную поддержку банков».
11 марта правление Нацбанка решило не менять ставку рефинансирования, сохранив ее на уровне 23,5%, установленном в середине прошлого года. Решение руководство Нацбанка мотивировало необходимостью ограничения темпов инфляции, складывающихся выше прогнозных значений, и поддержания привлекательных условий для хранения рублевых средств на банковских счетах.
Тем не менее гибкость проводимой монетарной политики регулятор продемонстрировал, сократив с 12 марта ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки текущей ликвидности банков на 2 п.п. - до уровня 30,0% годовых. Нацбанк проделал такую операцию впервые в январе т.г., урезав ставки с 35% до 33%.
Второй раз ставки были снижены в феврале - на 1%. В ходе расширенного заседания правления глава Нацбанка Надежда Ермакова сообщила, что регулятор продолжит проведение курса «на постепенное сближение ставок по инструментам регулирования ликвидности со ставкой рефинансирования».
Об этом и других аспектах денежно-кредитной политики, проводимой в 2014г., говорится в тезисах доклада Ермаковой, опубликованных в февральском номере журнала «Банковский вестник». В частности, она сообщила, что основные перемены коснутся сферы кредитования банками экономики.
Нацбанк решил повысить требования к эффективности кредитов и сдерживать их темпы роста на уровне, «не создающем дополнительных угроз для макроэкономической сбалансированности». Впрочем, это не совсем самостоятельное решение, поскольку регулятор вынужден действовать в соответствии с рекомендациями Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), оказывающего кредитную поддержку Беларуси в целях макроэкономической стабилизации.
СПРАВКА «БелГазеты». В конце прошлого года совет АКФ, руководствуясь тем, что Беларусь не выполнила большинство условий кредитной программы, отложил на вторую половину 2014г. рассмотрение вопроса о выделении 6-го транша ($440 млн.) кредита. Вместе с тем АКФ рекомендовал (в целях достижения внешней сбалансированности) ограничить темпы прироста требований к экономике 1% в месяц (с учетом Банка развития).
Начало года показало, что определенный прогресс в выполнении этого контрольного показателя достигнут, но дорогой ценой. В январе ВВП страны снизился на 1,1%, хотя темпы прироста кредитов, выданных экономике, замедлились до 1,25%, т.е. еще не достигли уровня, рекомендованного АКФ (даже без учета Банка развития).
Причем в январе объем валютных кредитов, выданных банками, увеличился на 2,27% (почти на Br3 трлн.), а рублевых - только на 0,2% (Br283,6 млрд.). Факт довольно примечательный, с одной стороны свидетельствующий о том, что спрос на кредиты в нацвалюте практически ничтожен, а с другой - разрушающий миф о том, что Нацбанк эффективно борется с долларизацией экономики.
Это не борьба, и это не результат, поскольку обилие постановлений регулятора слабо ограничивает доступ отечественных предприятий к валютным кредитам.
Стоит также отметить, что при столь незначительном спросе на рублевые кредиты во II полугодии 2013г., со слов Ермаковой,
«многие банки столкнулись с дефицитом ликвидности». По ее словам, в прошлом году банки нарастили свои требования к экономике на 26,4%.
«Высокий спрос на кредиты со стороны предприятий в значительной мере был обусловлен недостатком ресурсов вследствие экономически необоснованного повышения зарплат, роста складских запасов, незавершенного строительства и внешней дебиторской задолженности», - пояснила в своем докладе глава Нацбанка.
Представление о том, какого рода кредитная ликвидность пользовалась спросом в Беларуси, легко составить на основании статистики Нацбанка. Согласно этим данным, требования банков к экономике в рублях увеличились на 16% за 2013г., а в валюте - на 36,6%.
Банки адекватно реагировали на спрос клиентов, а заодно и Минфина, крайне заинтересованного в покупке банками валютных облигаций, выпускаемых в оборот министерством. Кстати, банковский регулятор, помогая стране рассчитаться с внешними долгами, создал самые благоприятные условия для перекачки банками валюты, привлеченной из-за рубежа, в облигации Минфина. В 2013г. белорусские коммерческие банки привлекли на чистой основе $2 млрд., в то время как резиденты Беларуси увеличили свои валютные активы, хранящиеся в белорусских коммерческих банках, на $1,1 млрд.
Поэтому современные проблемы ликвидности белорусской банковской системы, о которых Надежда Ермакова даже не обмолвилась в своем докладе, имеют глубокие корни, и связаны они не только с ценой кредитов, а прежде всего с трудностями в погашении внешнего суверенного долга, с которыми столкнулась Беларусь.
Впрочем, пробел, образовавшийся в докладе главы Нацбанка, вполне квалифицированно заполнило международное рейтинговое агентство Moody's, подтвердив свой негативный прогноз относительно перспектив банковской системы республики.
«Прогноз отражает ожидания агентства в части дальнейшего ухудшения финансовой конъюнктуры для банков из-за низкой валютной ликвидности банковского сектора при высоком уровне валютных депозитов. Негативный прогноз также учитывает ухудшение способности правительства Беларуси обеспечить системную поддержку банков», - говорится в отчете агентства.
Впрочем, большинство банков на помощь властей в обеспечении валютными пассивами и не рассчитывает, но надеется, что власти не будут им указывать, в какие валютные активы размещать привлеченные ресурсы, если они не хотят спровоцировать очередной валютный кризис в стране.
http://www.belgazeta.by/