КризЕС. Чем больна объединенная Европа

Европейский союз переживает самый тяжелый кризис в своей истории. Речь идет не столько об экономическом кризисе, сколько о кризисе ценностей и идентичности. Материальное богатство ЕС-27 пока никуда не ушло.

В 2012г. ВВП ЕС-27 составил 12,9 трлн. евро ($16,57 трлн.), или 25600 евро на душу населения. Экспорт ЕС-27 составил 1,69 трлн. евро, импорт - 1,79 трлн. евро.

Материальные блага есть, но явно не для всех. Однако единого интеграционного проекта уже нет, по крайней мере, в восприятии самих жителей стран ЕС.

Внутри Евросоюза образовались глубокие трещины между благополучной Германией и скандинавскими странами и погруженной в кризис Южной Европой во главе с Грецией, Кипром, Испанией и Италией.

Валовые показатели не греют душу все большего числа жителей стран Евросоюза. Безработица в ЕС-27 в 11% и молодежная безработица в 23% говорят о серьезных структурных дисбалансах.

Политики и чиновники через национальные правительства и Европейский центробанк закачали в экономику ЕС триллионы евро. Это явно пошло на пользу большим банкам и мощным корпоративным лоббистам. Их не особо интересует то, что госдолг ЕС-27 на 01.04.2013г. увеличился до 85,9%. А вот 5,6 млн. (из 57,5 млн.) молодых безработных и 33 млн. экономически неактивных в возрасте 15-24 лет политика Евросоюза явно не по душе.

Особо негативное мнение наверняка сформировалось у молодежи Греции и Испании. В этих странах молодежная безработица достигла 55,3% и 53,2% соответственно.


НЕДОВЕРИЕ, ПЕССИМИЗМ И АНТИДЕМОКРАТИЧНОСТЬ


Одним из самых убедительных доказательств кризиса в ЕС является постоянное снижение уровня доверия граждан стран к Евросоюзу, а также к национальным парламентам и правительствам.

В мае 2013г. доверие к ЕС опустилось до уровня 31%. Для сравнения: непосредственно перед кризисом оно достигло пикового значения в 57%. Доверие к национальным органам власти еще меньше: 26% доверяют национальным парламентам и 25% - правительствам своих стран. За последние 7 лет у власти практически во всех странах ЕС сменялись правительства и парламенты, но политики и чиновники настолько слились в глазах граждан в единую серую массу, что доверять им нет оснований.

На вопрос об оценке будущего Евросоюза 49% респондентов ответили, что они оптимисты, но 46% заявили о своем пессимизме (в первой половине 2007г. соотношение оптимистов и пессимистов составляло 69% к 24%).

Пострановой расклад выглядит так. Самыми большими оптимистами являются датчане (72%), эстонцы (64%), литовцы (64%), мальтийцы (63%) и поляки (63%). Самые большие пессимисты - португальцы (67%), киприоты (69%) и греки (69%). Больше пессимистов, чем оптимистов в Италии, Франции, Чехии и Британии.

Еще тревожнее оценка демократичности Евросоюза. На вопрос, учитывается ли ваш голос в ЕС, 67% жителей Евросоюза ответили отрицательно (в 2004г. таких было 52%). За этот же период число тех людей, которые заявляют о том, что их голос слышен в ЕС, сократилось с 39% до 28%. В 24 странах ЕС подавляющее большинство респондентов считает, что их голос не слышен в ЕС. В Греции и на Кипре таких 89%, в Португалии - 81%, Италии - 78%, Испании - 77%, Чехии - 81% и Эстонии - 77%. Только в трех странах большая часть жителей считает, что их голос на уровне Евросоюза слышен - это Дания (56%), Хорватия (48%) и Мальта (45%).


БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ


Кризисное восприятие Евросоюза связано в первую очередь с экономикой. Только 26% жителей ЕС считает, что положение в экономике хорошее, в то время как 72% отметило, что оно плохое.

Ушли в прошлое золотые годы 2006-07гг., когда число положительных оценок было больше отрицательных. После начала кризиса в оценках экономической ситуации на национальном уровне преобладает полный пессимизм. В Швеции, Германии и Люксембурге более двух третьих респондентов отметили, что экономическая ситуация в их странах хорошая. В 6 странах - членах ЕС (Хорватия, Испания, Кипр, Греция, Болгария, Словения) с такой оценкой согласны менее 5% населения.

В отличие от 77% немцев, которые считают, что положение дел в немецкой экономике хорошее, 92% французов заявили о том, что их экономика находится в плохом состоянии.

Такой разительный контраст между Германией и Францией на фоне полярно противоположных оценок Южной и Северной Европы разрывает Евросоюз на части.

Делит европейцев почти наполовину вопрос об экономическом и денежном союзе с единой валютой: 51% жителей стран ЕС-28 выступают «за» евро, а 42% его не поддерживают. При этом в зоне евро эту идею поддерживают 62% опрошенных, а вне ее - только 29%.

Наибольший уровень поддержки евро зафиксирован в Словакии, Словении и Люксембурге - 77%. А вот в Чехии таких только 25%, в Швеции - 19%, Британии - 15%. В Польше идею монетарного союза поддерживает только 29% населения. Резко падает популярность этой идеи во Франции, Голландии и Испании.

42% жителей стран ЕС считают, что Евросоюз развивается в правильном направлении; 30% респондентов придерживается противоположной точки зрения; 20% ответили «ни то и ни другое». В зоне евро 50% опрошенных заявили о правильном пути ЕС, а вне его - только 37%, в то время как против такой оценки выступили 32% опрошенных.


ПРОБЛЕМА ИНФЛЯЦИИ, КОТОРОЙ ОФИЦИАЛЬНО ПОЧТИ НЕТ


Несмотря на достаточно негативные и пессимистические оценки европейского интеграционного проекта, 63% респондентов сказали, что финансовое положение их семьи хорошее, а 35% - что плохое. На контрасте 72% опрошенных сказали, что ситуация в экономике их страны плохая, и только 265 - что она хорошая.

Несмотря на высокие цифры безработицы 53% опрошенных в ЕС-28 заявили о личной стабильности на рынке труда. Плохой свою ситуацию на рынке труда назвали 30%, в то время как ситуацию в мировой экономике назвали плохой 65% респондентов.

Жителей ЕС просили назвать две самые большие проблемы для своей страны. С большим отрывом на первом месте оказалась безработица. На нее указало 51% опрошенных. На втором месте - «экономическая ситуация» (33%), на третьем - на удивление, инфляция, или рост цен (20%).

Фиксируется большой разрыв между восприятием инфляции и ее реальным показателем, который в годовом исчислении, согласно официальной статистике, составляет 1,6%. На личном уровне проблема инфляции вообще вышла на первое место (41%), на втором - безработица (22%), на третьем - экономическая ситуация в стране и только на четвертом - налоги (16%).

Перед европейскими политиками стоит очень сложная задача исправить поломки в европейских интеграционных механизмах. Сделать это будет очень нелегко, потому как кроме кризиса доверия населения есть кризис доверия между политиками разных стран ЕС.

Интеграционный проект страдает от острого дефицита лидерства. Растет популярность центробежных политических сил, которые на фоне экономической рецессии и кризиса мультикультурализма могут окончательно выхолостить благородную идею свободы перемещения денег, товаров, услуг и рабочей силы.

Андрей Подвицкий, belgazeta.by/

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

В мире