Компании «Белавиа» и Минскому аэропорту грозят убытки в размере до 100 млн. долларов

Из-за приостановки полетов самолетов компании «Белавиа» в европейские страны, авиаперевозчик и аэропорт могут получить убытки примерно в 100 млн. долларов, но банкротство им не грозит.

После вынужденной посадки 23 мая в Минском аэропорту самолета авиакомпании Ryanair, следующего из Афин в Вильнюс, и задержания Романа Протасевича, разгорелся международный скандал. На Саммите ЕС уже 24 мая было рекомендовано европейским странам закрыть свои страны для белорусских самолетов, чем многие страны сразу же последовали. Это сделала даже Украина.

В результате Белавиа пришлось отменить многие рейсы, что грозит ей значительными убытками, которые теоретически могут привести ее к банкротству. Правда, она принимает меры по уменьшению издержек, и сообщила о возможном сокращении численности персонала, которые, как было подчеркнуто, не будут массовыми.

Финансовое состояние компании и так неважное. Мировой кризис в 2020 году, связанный с пандемией коронавируса, Белавиа пережила тяжело. Выручка компании уменьшилась на 41,1% — до 519, 8 млн. рублей, а вместо чистой прибыли в 2019 году в размере 68,25 млн. рублей, в 2020 году она получила убыток в 92,08 млн. рублей.

Долгосрочные обязательства Белавиа по кредитам и займам на конец года составили 204,9 млн. рублей, а по лизингу — 558,8 млн. рублей.

Белорусский рубль улетит вслед за Белавия

Теперь ситуация станет еще хуже. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий подсчитал, что на долю закрытых стран приходилось немногим менее половины пассажиропотока Белавиа.

По его мнению, поэтому компания в 2021 году может потерять около 50 млн. долларов. Судя по данным о выручке предприятия, потери могут оказаться еще больше.

Следует учитывать, что теперь рейсы в такие страны как Турция и Египет Белавиа придется осуществлять, облетая Украину, что удлинит время перелета и сделает билеты дороже на 5–10%. Это также будет способствовать снижению выручки компании.

Кроме того, потери будут и у Минского аэропорта, в котором и так пассажиропоток за 2020 год сократился до 1,94 млн. человек с 5,1 млн. в 2019 году. Он тоже может потерять около половины пассажиропотока, то есть примерно 1 млн. пассажиров.

Снизятся заработки и у компании по организации воздушного пространства «Белаэронавигация», которая получала плату за пролет самолетов иностранных компаний над территорией РБ. Она, по оценкам экспертов, может лишиться дохода в размере 40–50 млн. долларов.

Впрочем, многое зависит от того, как долго будут действовать ограничения, введенные некоторыми странами. Дело в том, что облет территории РБ и отказ от сотрудничества с Белавиа сокращает доходы и зарубежных компаний и стран.

Ограничения теоретически могут быть отменены после завершения международного расследования инцидента. Судя по представленным белорусской стороной данным, она действовала в рамках международных норм.

В целом убытки все белорусских компаний, которые занимаются организацией авиаперевозок, могут составить около 100 млн. долларов в текущем году. Однако они все являются государственными, и, кроме того, монополистами, поэтому банкротство им не грозит.

Более того, и задолженность компании «Белавиа» сформирована обязательствами, в основном, перед государственными финансовыми организациями, а это означает, что угрозы исков со стороны кредиторов с признанием ее банкротом нет. Государство может пролонгировать задолженность или компенсировать ее за счет бюджета.

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

В Беларуси Кредиты