Экономика минусует

Спадом в январе сменился небольшой, но все же рост ВВП на протяжении 2013 года. В минусе производство не только промышленных, но и сельхозпродуктов.

На прошлой неделе Белстат опубликовал данные о работе экономики за январь. Практически все основные валовые показатели продемонстрировали снижение.

Так, ВВП снизился на 1,1% к январю 2013 года, когда этот показатель показывал рост (на 3,5%) по сравнению с предыдущим годом. И это весьма показательно для белорусской экономики, так как до сих пор снижаться показателю по ВВП "разрешалось" только в квартальном выражении, а квартальные данные не имеют в нашей стране широкого хождения и используются в основном западными экспертами.

Так что нынешние отрицательные данные говорят о том, что власти действительно вывели показатель ВВП из своих приоритетов и не стали "натягивать" его в популистских целях хотя бы до нулевого значения.

Впрочем, "натянуть" было бы непросто. Падающая на протяжении всего прошлого года промышленность наконец-то добила ВВП, рост которого во второй половине 2013 года неуклонно сокращался.

Сам же спад промышленного производства в январе, составивший 7,1%, был ожидаем. Во-первых, потому что ничто не предвещало смены уже закрепившейся тенденции, во-вторых, многие заводы первую декаду января либо вообще не работали, либо работали неполную неделю.

Но не только промышленность, которая дает порядка трети ВВП, повинна в снижении этого показателя. На "помощь" пришло и сельское хозяйство со спадом 2,8%.

Между тем если со спадом в промышленном производстве правительство уже практически смирилось, списав все на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, то на сельское хозяйство у него большие надежды. Экспорт сельхозпродукции и продукции ее переработки должен составить к 2015 году 7 млрд. USD.

Причем, как отметил на заседании Совмина 18 февраля вице-премьер Михаил Русый, результаты января текущего года в этом плане положительные - экспорт вырос на 2%, или на 300 млн. USD. "Но удовлетворительными их пока назвать нельзя", - тут же перешел на самокритику М. Русый, подчеркнув, что в текущем году стоит задача не только не снизить экспорт сельхозпродукции, но и нарастить его на 10%.

При этом серьезных перемен в экспортной политике ждать не стоит. М. Русый признал, что главное - сохранить уже имеющиеся рынки сбыта (а это практически на 80% - РФ). А вот превышение экспорта над поставками прошлого года уже можно будет отправить на новые рынки.

Можно было бы, конечно, попытаться диверсифицировать экспорт за счет более глубокой переработки, но М. Русый признал, что для большинства отечественных сельскохозяйственных предприятий по-прежнему довольно остро стоит проблема сырьевой экспортной ориентации.

Для организации экспорта по максимальным ценам он предлагает "централизовать продажу мясо-молочной продукции на уровне региональных холдингов с постепенным переходом на единого белорусского партнера", а также "ускорить развитие логистической инфраструктуры рынка сельхозорганизаций и создание национальных и транснациональных компаний с обязательным участием партнеров Беларуси по ТС и ЕЭП".

Вместе с тем основной партнер по ТС и ЕЭП сам пребывает в стагнации, о чем, в отличие от белорусского правительства, там не стесняются говорить открыто. Хотя экономические показатели у России даже чуть лучше, чем у Беларуси.

"К сожалению, пока стагнация сохраняется, мы ожидаем, что во II-III квартале экономика выйдет из этой ситуации", - сообщил замминистра экономики России Андрей Клепач, комментируя показатель по ВВП РФ за январь, который составил плюс 0,7% к январю 2013 года.

Что касается данных по промпроизводству в РФ, то оно так же, как и в Беларуси, в январе упало на 1% - по данным Росстата и на 1,8% - по оценкам Минэкономразвития, которое исключило сезонные и календарные факторы, что опять-таки гораздо меньше, чем падение у белорусского партнера по ТС.

Замминистра экономики РФ назвал текущее состояние российской экономики "периодом перебалансировки экономического роста".

"Высоких темпов при сложившихся тенденциях и правилах игры не будет", - подчеркнул А. Клепач и спрогнозировал, что при сложившихся темпах рост ВВП по итогам года может составить около 2% при текущем прогнозе 2,5%. По предварительным данным, рост ВВП РФ в прошлом году составил 1,3%.

Итак, внешняя конъюнктура на основном нашем рынке сбыта не сулит никаких прорывов в текущем году. И если стагнация в России ухудшает наши показатели в гораздо большей степени, чем в самой России, то, очевидно, и минимальный рост на уровне 1-2% в соседней стране вряд ли позволит нам достичь запланированных на 2014 год темпов роста ВВП - 3,3%.

Тем более что снижение показателя по инвестициям в основной капитал говорит о том, что в феврале бурного роста производства также ждать не стоит. В январе (по отношению к январю 2013 года) инвестиции в основной капитал сократились на 0,4% (в строймонтаж - на 3,4%, в машины и оборудование - на 0,1%), а по сравнению с декабрем рухнули на 66,2%.

Дальнейшая же судьба валовых показателей во многом зависит именно от инвестиций, то есть от решений, которые будут приняты по вопросам кредитования экономики. Как показал прошлый год, пока Нацбанк стремился сдерживать кредитование, о росте в производственных отраслях даже нечего было и мечтать.

И все бы ничего, в конце концов, снижение темпов роста производства и ВВП уменьшает и девальвационные ожидания: меньше импорта - меньше давление на валютный рынок. Но затяжная рецессия в нашей социально ориентированной стране невозможна, так как это сразу же ее перебалансирует на "несоциальную".

Поэтому наши заводы не могут долго стоять, их обязательно надо "запускать" - этот тезис остается сегодня таким же актуальным, как и в 1994 году. Однако весь прошедший опыт функционирования белорусской модели показал, что запускаются наши заводы только от печатного станка. Но запускать этот станок без наличия устойчивого сбыта продукции нельзя, так как она просто ляжет на склад, что и происходит сегодня.

В этом, собственно, и кроется ответ на вопрос, который очень часто сегодня пытаются поднимать как провластные, так и независимые экономисты: внешние или внутренние причины являются основным фактором белорусского кризиса? Проблема, очевидно, внутри. Суть ее в том, что экономика так структурирована и так управляется, что оказывается абсолютно бессильной перед внешними шоками.

http://www.belmarket.by/

Поделиться публикацией: