Борьба между правительством и Нацбанком за снижение ставок по кредитам обострилась

Недоступность кредитования в связи с высокими ставками представители реального сектора называют сегодня в качестве основной причины стагнации в промышленности. Нацбанк же заявляет о продолжении жесткой денежно-кредитной политики, ограничив банкам уровень прироста требований к экономике на первое полугодии 0,7% в месяц.

Меры, которыми Нацбанк регулирует уровень кредитования, связаны прежде всего с ограничениями в выдаче валютных кредитов (а у этих кредитов ставки гораздо ниже, чем у рублевых), которые, как видится Нацбанку, идут вовсе не на модернизацию, а на пополнение "оборотки", которая просто проедается, так как низкие продажи и дебиторская задолженность не обеспечивают ее пополнение в нужном объеме.

Правительство уже не раз пытается выносить спор о стоимости кредитных ресурсов на уровень президента - последние два совещания содержали как очередной "плач" производственников, так и упреки в адрес Нацбанка и всего банковского сектора.

Так, с просьбой о расширении валютного кредитования фактически под "оборотку" обратился на совещании по деревообработке глава концерна "Беллесбумпром" Юрий Назаров. По его словам, недостаток оборотного капитала у базовых организаций концерна составляет около 57 млн. EUR.

Так как предприятия уже закредитованы, то привлечение новых кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности, в том числе под запуск новых производств, на рыночных условиях невозможно. Это приведет к резкому ухудшению финансового состояния.

Поэтому председатель концерна попросил согласовать возможность кредитования базовых организаций в иностранной валюте с предоставлением предприятиям возможности проводить платежи с конвертацией, в первую очередь при расчетах за лесоматериалы и энергетику.

Затем, продолжая тему кредитования модернизации, с весьма резкой критикой банкиров выступил 4 февраля на совещании по проблемам в промышленности глава Комитета госконтроля Александр Якобсон.

Он выразил обеспокоенность позицией коммерческих банков, которые начинают финансировать проекты, соглашаясь с представленными бизнес-планами, подписывают кредитные договоры, а при появлении первых трудностей прекращают финансирование. Это приводит к затягиванию сроков реализации проектов и замораживанию вложенных средств, считает глава КГК.

"Кроме того, непомерно высокая стоимость кредитов — более 40% — на фоне относительно скромной ставки рефинансирования (23,5%) неблагоприятно отражается на финансовом состоянии предприятий. И такая ситуация, похоже, вполне устраивает банки, ведь их прибыль за 2013 год увеличилась в 2,5 раза при росте выданных кредитов всего лишь на 23%", - обнародовал итоги работы банковской системы А. Якобсон, которые вызвали у самих банкиров большие сомнения, особенно в части роста прибыли. Пока не нашлось крупных банков, которые заявили бы о таком росте прибыли в прошлом году.

При этом глава КГК считает, что решение вопроса лежит в сфере оплаты труда банкиров. "Считаю, что в сложившейся ситуации банкам надо быть скромнее и определить меры по сокращению своих расходов, в том числе на заработную плату, и оптимизации прибыли, чтобы удешевить кредиты", - сказал он.

Отметим, что Александр Лукашенко на том же совещании также говорил про высокие зарплаты, но отнюдь не в банках, а на минских промпредприятиях, прибыль которых вовсе не увеличилась в 2,5 раза. И именно на выплату этой повышенной заработной платы предприятиям не хватает оборотных денег, которых они не зарабатывают.

При этом сами руководители предприятий сетуют на то, что не могут платить меньше, так как в противном случае рабочие и специалисты с их заводов уедут работать в другие страны, прежде всего - в Россию.

В связи с этим было не совсем понятно, как именно снижение зарплат банковских работников, по мнению главы КГК, может привести к удешевлению кредитов, а также почему банки не должны прекращать кредитование недобросовестных заемщиков, беря на себе дополнительные риски, в том числе рискуя деньгами вкладчиков и навлекая на себя санкции со стороны регулятора.

Ведь именно из-за высоких зарплат на предприятиях, где руководители не могут уволить работников даже при отсутствии сбыта и сокращении производства, создается повышенный и экономически необоснованный спрос на кредиты, что, в свою очередь, приводит к росту ставок.

"Считаю, что ситуация на рынке процентных ставок - это отображение ситуации в экономике. Поэтому пока экономика так будет работать, процентные ставки будут вынуждены держаться на этом уровне", - отметил председатель правления ОАО "Банк развития Республики Беларусь" Сергей Румас на совещании 4 февраля.

На пресс-конференции 12 февраля, где были подведены итоги работы Банка развития за 2013 год, С. Румас по просьбе журналистов более подробно разъяснил свою позицию, озвученную на совещании у президента.

Он отметил, что проблема высоких ставок возникла как реакция на финансовый кризис 2011 года. "Высокие ставки по банковским кредитам, установившиеся в 2011 году, стали защитной реакцией экономики на ликвидацию накопленных дисбалансов, в первую очередь связанных с установлением реального обменного курса белорусского рубля.

Это было абсолютно нормальной ситуацией. Затем процентные ставки, по ожиданиям правительства, должны были снизиться. По аналогии с тем, как человек реагирует на болезнь: сначала температура вырастает до максимального предела и потом, по мере того как происходит лечение, температура возвращается в норму. В нашем случае этого не произошло"
, - объяснял С. Румас.

Среди причин, по которым "температуру" так и не удалось "сбить" в прошлом году, он назвал "неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, неконкурентоспособную продукцию и возросшие с середины 2012 года объемы финансирования госпрограмм".

Как отметил глава Банка развития, который сам принимает участие в финансировании госпрограмм, с учетом того, что процентная ставка по госпрограммам субсидируется государством, "заемщику, в принципе, нет разницы, каков уровень процентной ставки".

"Спрос на такие кредиты рождал предложение. Банки привлекали ресурсы, по сути, по любой цене, вкладывая в госпрограммы, нагрузку по которым в конечном итоге нес бюджет", - пояснил он.

"Надо ли снижать сегодня ставки? Надо. Но Нацбанк не может сделать это административно. Эффект будет только тогда, когда это будет подкреплено другими мерами экономической политики", — сказал С. Румас, который также сообщил, что ставка по вновь выдаваемым кредитам Банка развития в прошлом году составляла 7,5% — и это не самая низкая ставка, по которой получали средства исполнители госпрограмм. По некоторым кредитам, выдаваемым госбанками, ставка для самого заемщика составляет 2-3% годовых.

Именно в Банк развития "отправила" всех просителей дешевых кредитов глава Нацбанка Надежда Ермакова на совещании по деревообработке, которое состоялось еще 31 января, в ответ на просьбу о расширении возможности кредитования, в том числе в валюте.

"Кредиты (валютные. - Прим. авт.) - это не спасение. Придут сроки их погашения - и они станут проблемными", — сказала Надежда Ермакова. В качестве варианта решения проблемы она предложила выдавать предприятиям займы правительства под 1-3%.

"То, что сегодня наши предприятия в 3-4 раза больше платят за кредитные ресурсы, чем в России и Казахстане, — наш вопрос", — казалось бы, вице-премьер Петр Прокопович, который также рассуждал о кредитах 4 февраля, вслед за Сергеем Румасом считает, что ставки таковы, какова и сама экономика. Однако оказалось: под словами "наш вопрос" подразумевалось, что мы его сами можем решить.

Через несколько дней на заседании Совета по развитию предпринимательства, которое прошло в Гродно, Петр Петрович выслушал очередные претензии по поводу высоких ставок уже от частного бизнеса, представители которого сетовали на то, что их конкуренты в России получают кредиты по гораздо более низким ставкам. Представители бизнеса также считают, что и Нацбанк, и банки заинтересованы в сохранении высоких ставок по кредитам и "не станут рубить сук, на котором сидят". Поэтому они предложили организовать встречу с президентом, чтобы озвучить ему свои проблемы.

"Стоимость ресурсов в 3-4 раза выше уровня инфляции - такого нет нигде в природе!" — согласился с бизнесом первый вице-премьер, хотя ему, как никому другому, должна быть понятна "природа" нынешних высоких ставок. Это порождение предыдущей безудержной денежной эмиссии, которая проводилась с одобрения самого Петра Прокоповича, тогда руководившего Нацбанком.

Нынешняя же политика Нацбанка, которая состоит в том, чтобы удержать стабильную ситуацию на финансовом рынке после глубочайшего кризиса 2011 года, "автором" которого и явился Петр Прокопович, по мнению вице-премьера, не соответствует требованиям экономики.

Петр Прокопович заверил представителей бизнеса, что проблема будет решаться. По его мнению, ситуацию с кредитованием необходимо вернуть хотя бы на уровень начала прошлого года.

Напомним, начало прошлого года также проходило в бесконечных совещаниях и сетованиях на высокие процентные ставки. В итоге фактически под нажимом президента государственные банки пошли на снижение ставок по жилищным кредитам (для нуждающихся) до уровня 15-16% годовых. Тогда правительство рассчитывало вновь разогнать экономический рост за счет подъема в стройотрасли.

Затем Нацбанк предпринял попытку довольно быстрого снижения ставки рефинансирования, что тут же стимулировало отток рублевых вкладов и оказало сильное давление на курс рубля.

Итогом же стали резкая эскалация ставок по депозитам и кредитам во втором полугодии (пониженные ставки по жилищным кредитам и вовсе продержались всего пару месяцев), а также ограничение кредитования Нацбанком для выполнения условий, поставленных внешними кредиторами.

Условия так и не удалось выполнить — мы остались без последнего транша кредита ЕврАзЭС и потеряли более полутора миллиардов долларов золотовалютных резервов.

http://www.belmarket.by/


Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Банки Беларуси