С начала года и в России, и на Украине, а теперь и в Казахстане национальные валюты были девальвированы. Причем в казахстанском варианте девальвация приобрела характер валютного кризиса, поскольку официальный курс тенге единовременно ослабел на 19%, что спровоцировало приостановку работы обменных пунктов, автодилеров и интернет-магазинов и даже несанкционированный митинг в Алматы.
По информации казахстанских интернет-сайтов, люди, собравшиеся у здания Нацбанка Казахстана, предъявляли претензии Кайрату Келимбетову - главе этого учреждения, который буквально 3 недели тому назад заверял население страны, что причин для девальвации тенге нет. «Где его обещание?» - вопрошали наивные ходоки. После чего люди прошли внутрь здания, где и состоялся цивилизованный диалог, но без участия главы Нацбанка.
Представители Нацбанка держались стойко и не пообещали митингующим ни компенсаций, ни тем более восстановления прежнего курса нацвалюты.
Зато глава Кайрат Келимбетов встретился с президентом страны Нурсултаном Назарбаевым - последний остался доволен проведенной резкой девальвацией тенге.
«Это сугубо финансовая мера, направленная только на то, чтобы улучшить экономическое положение наших предприятий, на каждом из которых работает по 10-40 тыс. человек», — цитирует Reuters слова президента. После чего Назарбаев поручил успокоить встревоженное похуданием кошельков население страны. Келимбетов между тем полагает, что девальвация — мера вынужденная, поскольку золотовалютные резервы страны (ЗВР) сокращаются в течение полугода:
«Мы получили шок в экономиках соседних странах, мы увидели, что творится во всем мире, мы оценили свои возможности и приняли решение». Что до населения страны, то через год-два его, Келимбетова, поймут, а
«жаловаться станут меньше».
В официальном пресс-релизе Нацбанк Казахстана назвал ускоренную девальвацию российского рубля одной из главных причин резкого снижения курса тенге. Но, сопоставляя масштаб девальвации валют (7% против 19%), нетрудно прийти к выводу, что власти Казахстана использовали падение российского рубля как повод для нанесения мощного ответного удара в рамках валютной войны, развернувшейся на постсоветском пространстве.
Ведь в Таможенном союзе (так же как и в ВТО), где запрещено применение таможенных и тарифных барьеров, резкая девальвация нацвалюты является наиболее эффективным средством для быстрой ликвидации внешнеторговых диспропорций.
И нет необходимости объяснять, чем чревато применение подобных приемов со стороны стран-союзниц для Беларуси, постоянно страдающей от роста дефицита текущего счета платежного баланса (более $6 млрд. за 11 месяцев 2013г.) и, как следствие, сокращения ЗВР.
Данный фактор, а не
«свядомые, которые плявузгают языками во всех средствах массовой информации», станет наиболее весомым при принятии решения белорусскими властями о проведении очередной девальвации рубля в обозримом будущем.
От напастей такого рода Беларусь не защитит даже Евразийский экономический союз (ЕАЭС), создание которого намечено на 1 января 2015г. Представители России и Казахстана не поддержали включение статьи о неприменении действий в валютной сфере, включая искусственное занижение стоимости валюты, в проект договора о ЕАЭС.
СПРАВКА «БелГазеты». Российская и казахстанская стороны предложили отнести вопросы, связанные с отсутствием действий в валютной сфере, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, к компетенции Консультационного совета по валютной политике.
Эксперты РБ поддержали данную позицию и высказались о необходимости разработки критериев и методики, определяющих случаи искусственного занижения стоимости национальной валюты. Евразийская экономическая комиссия считает целесообразным в среднесрочной перспективе разработать критерии, определяющие случаи искусственного занижения стоимости нацвалюты.
Поэтому белорусским властям ничего не остается, как следовать в фарватере валютной политики, диктуемой Россией и Казахстаном. Ну, а поскольку политический лимит на проведение внезапных девальваций в республике был исчерпан еще в 2011г., Нацбанку РБ сегодня приходится плавно девальвировать нацвалюту.
Какими-либо вразумительными экономическими аргументами выбор столь нежной тактики не подкреплен. Поэтому пока придется поверить на слово главе Нацбанка
Надежде Ермаковой, пообещавшей, что не допустит разовой девальвации, поскольку «это будет пагубно для экономики».
Впрочем, как показали последние события, ее казахстанские коллеги имеют другое мнение на этот счет. Ведь с помощью девальвации тенге они рассчитывают в кратчайшие сроки отрегулировать внешнеторговый баланс и остановить процесс сокращения ЗВР.
Кстати, Нацбанку РБ решить этот набор проблем с помощью плавного снижения обменного курса рубля в прошлом году так и не удалось. Не говоря уже о том, чтобы повернуть вспять процесс истощения международных резервов страны.
Теперь, чтобы догнать более шустрых союзников и спасти таким образом белорусскую экономику, Нацбанку придется увеличивать темпы плавной девальвации рубля.
http://www.belgazeta.by/