Автомобильный рынок Беларуси в 2022 году ушел в тень

Официальные дилеры производителей в 2022 году продали в Беларуси новых легковых автомобилей на 64% меньше, чем в 2021 году, то есть 14 843 экземпляра, что составило всего 15% от импортированных машин в страну.

Данные по продаже новых автомобилей касаются только компаний, которые входят в Белорусскую автомобильную ассоциацию (БАА), но они охватывают большую часть машин, официально поставляемых в Беларусь производителями.

В то же время, продажи новых автомобилей официальными дилерами в 2012 году составили, по данным БАА всего около 15% импортируемых в РБ машин, которых было ввезено около 100 тыс.

К этому привел ввоз подержанных автомобилей по указу № 140, который предоставляет льготы при ввозе машин малообеспеченным слоям населения. Эти автомобили затем перепродаются, и обходятся покупателям по ценам, которые ниже, чем у официальных дилеров.

В таких условиях структура рынка новых автомобилей, продаваемых официальными дилерами, в 2022 году кардинально изменилась: российские автомобили уступили китайским, собираемым в Беларуси.

Авторынок Беларуси в 2022 году обвалился

По данным БАА, на первое место ко количеству реализованных новых машин вышла Geely — автомобилей этой марки было продано 4 355 штук. Российская Lada опустилась на второе место с 3 782 машинами. На третьем месте оказалась корейская Kia с 1 462 проданными автомобилями.

Автомобилей GAZ в 2022 году было реализовано 1 271 штук, Volkswagen — 1 265, Renault — 1 078, Hyundai — 883, Nissan — 721 авто, UAZ — 551, и Audi — 351 экземпляра. Официальные поставки автомобилей многих западных марок в Беларусь прекратились, хотя некоторые дилеры готовы помочь клиентам приобрести новые машины за рубежом.

Российские автомобили сумели сохранить лидерство среди наиболее популярных марок. Больше всего в 2022 году было реализовано машин Lada Vesta (1 846 штук), на втором месте оказались Geely Coolray (1 740), а на третьем — Atlas Pro (1 700).

На рынке новых электромобилей, поставляемых официальными дилерами, также лидером оказалась Geely, которых было реализовано 37 штук (Geely Geometry C). Автомобилей Audi e-tron удалось продать 11, а Porsche Taycan — всего 4 единицы.

Однако директор компании «БАА-Консалт» Дмитрий Ярота отметил, что на дорогах страны появляется электромобилей намного больше, чем продают официальные дилеры.

Как сообщил генеральный директор СЗАО «БЕЛДЖИ», член правления БАА Геннадий Свидерский, на внутреннем рынке Беларуси в 2022 году была реализована небольшая часть из 24 833 произведенных на предприятии автомобилей.

Выпуск сократился по сравнению с 2021 годом, когда объем производства достиг 30 тыс., так как в прошлом году предприятия производило преобразования, с которыми справилась в полной мере только в четвертом квартале.

В 2023 году на предприятии БелДжи планируют вывести на рынок для изучения спроса новые кроссоверы Okavango (VX11) и Monjaro. При этом Геннадий Свидерский подчеркнул, что в 2023 году предприятие собирается сохранить распределение поставок продукции, отправляя 80% автомобилей на экспорт.

Всего же, как прогнозируют в БАА, в текущем году официальные дилеры предложат рынку около 30 новых марок легковых автомобилей в дополнение к имеющимся в настоящее время 37 маркам, среди которых будут преобладать китайские машины.

В результате доля китайских легковых автомобилей на белорусском рынке, как считает председатель правления БАА Сергей Варивода, может достичь 70–75%.

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Авто