Одним из неприятных итогов 2013 года в Беларуси стало значительное снижение темпов роста средств населения, размещенных на банковских депозитах.
На первый взгляд, дела обстоят благополучно: в 2013 году объем валютных депозитов физических лиц в белорусских банках вырос на 1,013 млрд. USD (16,1%) и достиг рекордного уровня - 7,289 млрд. USD.
Но, несмотря на значительное увеличение доходов населения, темпы прироста валютных депозитов физических лиц в 2013 году оказались намного ниже, чем в 2012 году. Тогда депозиты населения выросли на 2,1 млрд. USD, то есть
в прошлом году жители страны накопили валюты примерно в 2 раза меньше, чем в 2012-м. Столь значительное падение объясняется целым рядом причин.
Во-первых, сыграли роль появившиеся в 2013 году слухи о возможном введении ограничений на валютном рынке страны, в связи с чем некоторые жители Беларуси решили, что хранить сбережения в банках опасно и надежнее держать валюту дома.
Во-вторых, по-видимому, сказалось и снижение ставок по валютным депозитам. Так, в январе 2012 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц на срок до года составляла 7,9%, а на срок более года - 9,2% годовых. В январе 2013 года данные ставки равнялись соответственно всего 4,6 и 5,7% годовых. В ноябре 2013 года данные параметры сократились до 4,2 и 5,5% соответственно. В связи с этим привлекательность валютных вкладов значительно снизилась.
Копить валюту стало не так выгодно, как ранее. Небольшие суммы валюты в объеме нескольких тысяч долларов сейчас без особых потерь доходов можно хранить дома или же потратить на покупки.
В-третьих, часть валюты - около 100 млн. USD - с рынка изъял Минфин посредством выпуска собственных валютных облигаций. Он легко выиграл конкуренцию с банками, установив по своим облигациям доходность 7% годовых, хотя, исходя из финансовой логики, Минфин как самый надежный заемщик должен был бы устанавливать доходность по облигациям на более низком уровне, чем банки. Но в Минфине понимают, что при низкой доходности государственные облигации никто не купит.
Чем бы это ни объяснялось, интерес населения к валютным банковским депозитам в 2013 году сократился. На фоне роста спроса на валюту со стороны физических лиц это довольно негативная тенденция.
Так, в целом за 2013 год население купило валюты больше, чем продало, на 2,38 млрд. USD. Из них 1,362 млрд. USD составили покупки наличной валюты, а 1,018 млрд. - безналичной. То есть большую часть приобретаемой валюты население не вкладывает в банки, а тратит на покупки и накопления "под подушкой".
Ничуть не лучше обстоят дела с рублевыми депозитами. Рублевые непереводные депозиты населения, то есть их вклады на определенный срок, в 2013 году выросли на 50,4%, достигнув 22,861 трлн. BYR. Но этот прирост примерно равен ставке дохода по данным депозитам с учетом начисления процентов на проценты, то есть можно считать, что он был обеспечен доходами по старым депозитам, а не новыми вкладами.
В 2012 году ситуация была примерно такой же: указанные депозиты физических лиц выросли на 62,3%, что также объяснялось начислением процентов (средняя процентная ставка по новым рублевым депозитам для физических лиц на срок до года в январе 2012 года равнялась 54,8% годовых, а в январе 2013 года - 42,6% годовых).
Учитывая значительное увеличение заработной платы в стране в 2013 году по сравнению с 2012-м, можно сделать вывод, что склонность населения и к сбережениям в белорусских рублях в прошлом году также упала. Хранить средства на рублевых депозитах очень выгодно, но опасно, так как над белорусским рублем, как дамоклов меч, нависла угроза девальвации.
Таким образом, в Беларуси сложилась несколько парадоксальная ситуация: доходы населения выросли, но люди стараются меньше сберегать, а больше тратить. Причина одна: у граждан страны нет уверенности в надежности тех видов сбережений, которые предлагает им государство. Поэтому люди теряют интерес к накоплениям и стараются тратить деньги, так как товары уж точно никто не отберет и не девальвирует.
На подарках не экономили.
Впрочем, в декабре 2013 года произошло некоторое улучшение ситуации с валютными депозитами по сравнению с ноябрем. Так, валютные непереводные депозиты выросли на 77,3 млн. USD (1,1%), хотя в ноябре они снизились на 39,1 млн. USD. Это означает, что беспокойство населения относительно введения ограничений на валютные вклады в декабре прошло.
Большую часть валютных депозитов населения составили непереводные (срочные) вклады, то есть вложения на определенный срок. Их величина в декабре выросла на 87,2 млн. USD (на 1,3%), достигнув 6,856 млрд. USD. Таким образом, прирост данных депозитов оказался примерно в 2 раза выше процентов по ним.
В то же время переводные депозиты населения, то есть средства на их текущих счетах, за декабрь сократились на 9,9 млн. USD (2,2%) - до 443,3 млн. USD. По-видимому, люди тратили деньги за границей.
А вот с рублевыми вкладами в декабре дела шли неважно. Величина непереводных рублевых депозитов физических лиц снизилась на 1,9%, что объясняется девальвационными ожиданиями населения и праздничными расходами. В ноябре данные депозиты выросли на 2,3%, то есть в декабре ситуация ухудшилась.
Переводные депозиты физических лиц, то есть в основном средства на их зарплатных карточках, в декабре сократились на 3,6%, что объясняется, по-видимому, праздничными расходами. В 2013 году они выросли всего на 11,8%, достигнув 10,2 трлн. BYR.
Сумма наличных денег в обороте в декабре снизилась на 3,1%. В целом за 2013 год величина наличных денег в обороте выросла на 8,8%, достигнув 12,3 трлн. BYR.
Предприятия обеднели.
Если население в декабре деньги тратило, то предприятия их получали. Переводные рублевые депозиты юридических лиц, то есть средства на их текущих счетах, в декабре 2013 года увеличились на 27,1% по сравнению с ноябрем (на 3,1 трлн. BYR), достигнув 14,6 трлн. BYR. По-видимому, этот рост объясняется увеличением продаж в связи с новогодними и рождественскими праздниками.
Однако в целом за 2013 год данные депозиты увеличились всего на 4,2%, то есть намного меньше темпов инфляции. Это указывает на ухудшение финансового состояния предприятий.
Такой же вывод следует и из динамики непереводных рублевых депозитов предприятий, то есть средств, размещенных в банках на определенный срок. Данные депозиты в 2013 году увеличились на 9,7%, а в декабре даже сократились на 0,4%, составив на 1 января 2014 года 17,5 трлн. BYR.
Снижение данного параметра в декабре, так же как и сравнительно небольшие темпы роста в целом за год, объясняется, кроме ухудшения финансового положения предприятий, по-видимому, и девальвационными ожиданиями.
Переводные депозиты юридических лиц в иностранной валюте выросли в 2013 году на 24,3% в рублевом выражении, составив на 1 января 2014 года 14,9 трлн. BYR. Как и у аналогичных рублевых депозитов, основной их прирост произошел в декабре: на 2 трлн. BYR (15,6%).
Непереводные валютные депозиты юридических лиц, в отличие от аналогичных рублевых депозитов, в декабре не снизились, а увеличились на 7,1% (в рублевом выражении) и составили 23,2 трлн. BYR. Это объясняется, по-видимому, переводом рублевых сбережений предприятий в валютные.
Однако за год непереводные валютные депозиты юридических лиц выросли всего на 3,5% в рублевом выражении, что существенно ниже величины ослабления белорусского рубля по отношению к доллару США за год (11,1%). То есть валютные сбережения белорусских предприятий в 2013 году сократились, что объясняется дефицитом и высокой стоимостью рублевых ресурсов в банковской системе РБ.
Долларизация продолжается.
Снижение темпов роста накоплений населения и предприятий Беларуси в 2013 году привело к довольно скромному росту денежной массы.
Так, рублевая денежная масса в национальном определении (М2) в 2013 году увеличилась на 18,1%, составив на 1 января 2014 года 77,5 трлн. BYR. При этом в декабре она увеличилась на 2,4%.
Таким образом, рост рублевой денежной массы в 2013 году оказался ненамного выше темпов роста потребительских цен, увеличившихся за год на 16,5%.
Банковские депозиты в иностранной валюте в 2013 году увеличились на 21,8% в рублевом выражении и составили на 1 января 2014 года 107,5 трлн. BYR. Но примерно половину этого роста составило увеличение рублевой стоимости иностранной валюты вследствие роста ее курса по отношению к белорусскому рублю.
В результате широкая денежная масса в Беларуси (М3) в 2013 году выросла на 19,8% - до 193,3 трлн. BYR на 1 января 2014 года. Только за декабрь она увеличилась на 4%. Ее большую часть на 1 января текущего года (55,6%) составили депозиты в иностранной валюте, тогда как 1 января прошлого года их доля равнялась 54,7%.
http://www.belmarket.by/