В ловушке стабильности

Ставка рефинансирования Нацбанка в сентябре может остаться без изменений, но к концу года должна быть снижена до 20-23%.

Российские банки, решившие в начале текущего года заработать на высоких ставках по рублевым депозитам в Беларуси, конвертировав валюту в рубли и разместив полученные средства на рублевых вкладах, в мае - июле зафиксировали прибыль, обменяв белорусские рубли обратно на валюту.

В июле этот процесс, похоже, завершился: если в июне объем покупки валюты нерезидентами увеличился до 226,5 млн. USD, то в июле нерезиденты купили валюты всего на 137,6 млн. USD, что примерно соответствует обычному уровню покупки.

В чистом выражении нерезиденты за июль приобрели валюты на 92,5 млн. USD больше, чем продали . В июне аналогичный параметр составлял 163,1 млн. USD.

То есть вывод средств нерезидентов-спекулянтов из Беларуси можно считать завершенным. За январь - апрель текущего года в Беларуси нерезиденты продали около 200 млн. USD сверх обычного уровня, а за май - июнь они купили больше обычного уровня примерно на столько же.

Трудно оценить величину полученной ими прибыли, но она находится в пределах 10-20% от вложенных денег, то есть спекулятивный доход нерезидентов составил 20-40 млн. USD всего за 3-4 месяца. Но в масштабах страны это, конечно, небольшие деньги.

В июле снизили объем чистой покупки валюты и физические лица, но совсем незначительно - до 94,2 млн. USD со 110,7 млн. в июне.

Но покупки валюты нерезидентами и физическими лицами в июле были с лихвой перекрыты продажами валюты резидентами - субъектами хозяйствования. Они реализовали валюты на 2,077 млрд. USD против 2,09 млрд. в июне. А объем покупки ими валюты снизился до 1,734 млрд. USD с 1,789 млрд. в июне. Это обеспечило рост объема продажи валюты резидентами в чистом виде в июле до 343 млн. USD против 301 млн. в июне.

Но на столь высоком уровне данные поступления валюты вряд ли будут находиться долго, так как ее предложение со стороны белорусских предприятий в ближайшее время может значительно снизиться в связи со снижением экспорта растворителей.

Впрочем, председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова 16 августа заявила, что если это произойдет, то дефицита валюты на внутреннем рынке не будет. Правда, оказалось, она всего лишь надеется на то, что предприятия что-нибудь придумают: "Если не будет этих поступлений, то предприятия будут искать другие варианты".

Нацбанк попал в переплет.


Таким образом, ситуация на валютном рынке Беларуси выглядит вполне благополучной, но это не должно успокаивать, так как впереди у него новые испытания.

Первое связано с увеличением заработной платы и денежной массы. За 7 месяцев текущего года широкая денежная масса в стране выросла на 26%, превысив прогноз на год, равный 22-24%, а рублевая денежная масса (М2*) увеличилась на 36,2%.

В связи с этим в Национальном банке даже выступили с разъяснением агентству БЕЛТА, сообщив, что увеличение денежной массы не грозит ростом инфляции и ослаблением рубля.

В Нацбанке подчеркнули, что он проводит жесткую денежно-кредитную политику, ставки на рынке рублевых кредитов высоки, что препятствует росту объема кредитов, а избыточную ликвидность Нацбанк отвлекает с рынка посредством размещения облигаций.

С этим, конечно, можно согласиться, но возникает простой вопрос, на который в настоящее время вряд ли кто-то знает ответ: а что произойдет, когда при столь значительном росте денежной массы Нацбанк наконец-то смягчит свою политику, то есть существенно снизит ставку рефинансирования?

Вот тогда нас ждут неприятности: произойдет рост объема кредитов, что приведет к увеличению импорта и спроса на валюту со стороны населения, а это дестабилизирует валютный рынок и вызовет новый скачок цен. Чтобы этого не произошло, ставку надо сохранить на высоком уровне еще на длительный период времени - на годы, ожидая, пока рост цен не "съест" избыточный прирост рублевой массы.

То есть Нацбанк сейчас попал в своеобразную ловушку: ставки по рублевым кредитам для поддержки экономики нужно снижать, но из-за угрозы дестабилизации валютного рынка делать этого нельзя.


Поэтому, возможно, Нацбанк и замедлил в последние месяцы темпы снижения ставки рефинансирования.

Председатель правления Нацбанка Н. Ермакова 16 августа сообщила, что темпы снижения ставки рефинансирования, возможно, останутся на низком уровне - по 0,5 процентного пункта, потому что при установлении ставки рефинансирования Нацбанк ориентируется на инфляцию.

По ее словам, за первую декаду августа она составила, по предварительному расчету, 1%, поэтому сейчас, наверное, возвращаться к снижению ставки рефинансирования пока нельзя. Она ожидает, что в августе инфляция будет выше, потому что приняты административные решения по увеличению цен в сфере жилищно-коммунальных услуг, транспорта, продуктов питания. В связи с этим Н. Ермакова не исключила возможность того, что в сентябре ставка рефинансирования останется без изменений.

В то же время, по ее мнению, прогноз по снижению ставки рефинансирования к концу года до 20-23% пока остается актуальным, вопрос только, в каком месяце его удастся выполнить.

Ситуация осложняется тем, что зарплата в стране продолжает расти и денежная масса также увеличивается - в сентябре планируется новый подъем тарифной ставки первого разряда.

Несколько успокаивает только то, что постепенно возвращается доверие населения к рублевым депозитам. Так, непереводные депозиты физических лиц в июле увеличились на 2% и достигли на 1 августа 2012 года 14,19 трлн. BYR. Прирост довольно значительный, но он ниже средней величины процентов по рублевым вкладам, которые в июле находились на уровне около 2,5%.

Как бы то ни было, темпы увеличения непереводных депозитов населения в июле значительно выросли по сравнению с июнем, когда данные депозиты выросли всего на 0,5%. Это указывает на то, что беспокойство населения относительно девальвации снижается.

Нацбанк видит потенциальную опасность роста зарплат и делает ставку на то, что население направит дополнительные доходы не на покупку валюты, а на рублевые депозиты. Н. Ермакова 16 августа отметила в связи с этим: "Нужно, чтобы вклады в белорусских рублях были более выгодными, нежели покупка в обменниках валюты".

В целях обеспечения привлекательности вкладов в рублях, как сообщила Н. Ермакова, Нацбанк недавно увеличил фонд обязательных резервов от валютных ресурсов. "То есть валютные ресурсы станут дороже для банков, и банки примут решение снизить процентные ставки по депозитам в валюте", - пояснила она.

Слишком поздно.


Но даже если население и предприятия будут отдавать предпочтение белорусским рублям сколь угодно долго, существует еще одна угроза стабильности валютного рынка Беларуси. Это несвоевременное поступление внешнего финансирования в 2013 году.

На заседании Совета министров 8 августа Н. Ермакова сообщила, что в 2013 году поступление необходимой для обслуживания внешнего долга валюты должны обеспечить внешняя торговля, а также получение прямых иностранных инвестиций в размере 4,5 млрд. USD и двух траншей кредита от Антикризисного фонда ЕврАзЭС на 880 млн. USD.

Таким образом, стабильность на валютном рынке страны зависит от того, будут ли своевременно привлечены иностранные инвестиции в размере 4,5 млрд. USD. Точно так же обстояли дела в 2011 году: было запланировано получение около 6 млрд. USD инвестиций, что позволило бы сохранить или даже увеличить резервы. И этот план даже почти выполнили, но только в конце года, когда был продан пакет акций "Белтрансгаза" за 2,5 млрд. USD. А в начале того же года, когда возникла потребность в валюте, иностранных инвестиций почти не было, то есть не были согласованы по времени поступления валюты и ее траты.

Пока оснований ожидать, что в 2013 году дела будут идти по другому сценарию, нет, так как приватизация в Беларуси традиционно откладывается на конец года. То есть уже в начале 2013 года может возникнуть разрыв во внешнем финансировании и затратах на обслуживание долга и руководство страны вновь окажется перед выбором: то ли потерять часть резервов, то ли решиться на девальвацию.

Конечно, можно еще попробовать рефинансировать часть внешнего долга. Но и это, судя по прошлому опыту, скоре всего, будет осуществлено слишком поздно. А ведь как только начнутся разговоры о реструктуризации долгов, на рынке может возникнуть паника, население начнет скупать валюту, а предприятия - оставлять выручку за рубежом, что усугубит и без того сложную ситуацию.

То есть события 2011 года могут повториться в начале 2013-го даже при благоприятном решении вопроса о рефинансировании долгов и успешной приватизации по итогам года.


Чтобы сохранить стабильность на валютном рынке в будущем, какие-то действия необходимо предпринимать уже сейчас.

Признаков того, что в руководстве страны понимают это, пока нет. Так, на состоявшейся 13 августа встрече президента Беларуси Александра Лукашенко с председателем правления Национального банка Надеждой Ермаковой наиболее важные для обеспечения стабильности валютного рынка проблемы, судя по официальной информации, вообще не обсуждались.

Что главы Нацбанка и страны думают о важности своевременного поступления иностранных инвестиций для обслуживания внешнего долга и сохранения резервов, осталось неизвестным.

Правда, в Нацбанке, похоже, считают, что управляют ситуацией. Н. Ермакова 16 августа сообщила, что поступление валюты и ее расходы находятся под особым контролем правительства Беларуси и Национального банка. Она подчеркнула, что на поиск дополнительных источников для пополнения золотовалютных резервов должны быть направлены усилия не только правительства и Национального банка, но и тех, кто работает на производстве, в финансовой системе, в социальной сфере.

А это указывает на то, что решения проблемы у руководства страны пока нет. В текущем году Нацбанк надеется хотя бы удержать резервы от падения: Н. Ермакова сообщила, что золотовалютные резервы Беларуси на конец 2012 года должны составить 8,2 млрд. USD. Это равно величине резервов в определении МВФ на 1 августа 2012 года.

http://belmarket.by/

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Аналитика