В 2021 году республиканский бюджет Беларуси был дефицитным, но местные бюджеты — профицитными

Расходы республиканского бюджета Беларуси в 2021 году превысили доходы на 0,6 млрд. рублей, но в сумме доходы республиканского и местных бюджетов с доходами ФСЗН оказались больше их расходов на 0,9 млн. рублей.

При этом, как сообщили в Министерстве финансов РБ, профицит Фонда социального защиты населения составил 0,4 млрд. рублей, то есть местные бюджеты были выполнены с профицитом в размере 1,1 млрд. рублей.

В целом по данным Минфина, доходы бюджета сектора государственного управления, куда входят республиканский и местный бюджеты, а также ФСЗН, в 2021 году составили 65,0 млрд. рублей, что превысило план на год на 2,3%.

Налога на добавленную стоимость поступило за год на 0,4% больше плана, то есть 14,9 млрд. рублей. Налога на прибыль было получено на 2,9% больше (5,1 млрд. рублей). Акцизы превысили план на 0,6% и составили 3,7 млрд. рублей, а доходы от внешнеэкономической деятельности выросли на 2,7% — до 5,1 млрд. рублей.

Доходы республиканского бюджета превысили годовой план на 1,6% и достигли 28,0 млрд. рублей. В ФСЗН поступило 19,6 млрд. рублей, что превысило запланированный уровень на 2,5%.

По состоянию на 1 января 2022 года задолженность по налогам и сборам составила 200,7 млн. рублей, что существенно выше задолженности на 1 января 2021 года, составлявшей 128,7 млн. рублей.

Как сообщили в Минфине, расходы бюджета сектора государственного управления в 2021 году оказались ниже запланированного уровня на 3% и составили 64,1 млрд. рублей. Профицит этого бюджета объясняется не столько ростом его доходов, сколько сокращением расходов.

Доходы бюджета Беларуси сокращаются

Правительство больше всего экономило на общегосударственной деятельности, на которую потратило 11,4 млрд. рублей, что оказалось на 8,8% меньше запланированного на год уровня. На финансирование национальной экономики было направлено 6,8 млрд. рублей (на 4,1% меньше). Расходы на финансирование социальной сферы оказались на 1,8% меньше и составили 21,2 млрд. рублей.

Сокращены были расходы республиканского бюджета: на 4,3% — до 28,6 млрд. рублей. Даже расходы ФСЗН оказались ниже плана, хотя и всего на 0,5%, составив 19,2 млрд. рублей.

Излишек доходов, оставшихся у местных бюджетов, похоже, был частично направлен местными органами власти на погашение их задолженности перед коммерческими банками (без учета Банка развития). Так, вложения банков в ценные бумаги местных органов управления сократились за год на 379,3 млн. рублей — до 1 898,6 млн. рублей.

Кроме того, средства государственных органов управления в банках увеличились на 731,6 млн. рублей — до 8 638,6 млн. рублей.

В то же время, вложения банков в ценные бумаги центрального правительства выросли на 1 521,5 млн. рублей и достигли 7 906,3 млн. рублей. Банки купили валютные облигации Минфина. Таким образом, средства бюджета пополнили рублевую ресурсную базу банков, которые, со своей стороны, оказали поддержку государству валютой.

Впрочем, средства бюджета у банков частично не находят применения и оседают в Нацбанке: требования коммерческих банков к нему в 2021 году увеличились на 1 663,9 млн. рублей и достигли 9 648,1 млн. рублей.

Требования банков к органам государственного управления в 2021 году также увеличились: на 1 240,2 млн. рублей и достигли 10 096,3 млн. рублей. Судя по данным показателям, в банковской системе РБ в прошлом году сложился значительный избыток ресурсов, причем как рублевых, так и валютных.

Поделиться публикацией: