Причин для обвала рубля хватает и без чемпионата мира по хоккею

Зампред правления Нацбанка Тарас Надольный считает беспочвенными опасения по поводу резкого падения курса белорусского рубля вскоре после завершения чемпионата мира по хоккею в Минске. «Опасения, что после того, как чемпионат закончится, курс доллара взлетит до Br13 тыс./$1, совершенно беспочвенны», — заявил он журналистам.

По словам Тараса Надольного, «ситуация развивается нормально и сейчас нет никаких предпосылок для того, чтобы эти девальвационные ожидания реализовывались».

Если сегодня Нацбанк и участвует «более активно» в сглаживании колебаний курса рубля, то только по двум причинам: ради сохранения конкурентоспособности белорусского экспорта и недопущения роста убытков отечественных производителей, умудрившихся набрать валютных кредитов. При этом Надольный сообщил, что девальвация рубля к корзине валют составляет «около 1% в месяц».

Но достаточно ли этого темпа для решения хотя бы одной из поставленных Нацбанком задач?

Ответ однозначный — нет. Согласно данным Белстата, объем экспорта продолжает сокращаться, а относительные и абсолютные размеры складских запасов готовой продукции увеличиваются.

За январь-февраль 2014г. в целом белорусский экспорт сократился на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в т.ч. в страны СНГ — на 7,3%, Россию — на 7,6%, в страны ЕС — на 5,6%. За февраль уровень запасов готовой продукции составил 84% месячного объема производства, т.е. вырос по сравнению с январем на 6%.

Поэтому неудивительно, что рентабельность отечественных производителей падает, а убытки растут. И это еще не предел, поскольку из-за набирающей силу девальвации гривны с каждым днем снижается конкурентоспособность белорусского экспорта в Украине.

Впрочем, Нацбанку и без данных Белстата хорошо известно то, что рубль переоценен.

Журналисты не случайно спросили Надольного о возможности снижения его курса до уровня в Br13 тыс./$1.

По состоянию на 1 марта соотношение денежной массы в национальном определении, из которой исключены средства населения и юрлиц в рублевых ценных бумагах (денежный агрегат М2), и золотовалютных резервов Нацбанка (ЗВР) составило Br12 713/$1. Только за 2 месяца т.г. давление рублевой массы на ЗВР, измеряемые в долларовом эквиваленте, увеличилось на 9%, и надо полагать, что денежный агрегат М2 успешно преодолел планку в Br13 тыс./$1 по состоянию на 1 апреля 2014г. Скоро Нацбанк подтвердит наши подозрения.

На момент написания статьи данных от Нацбанка по состоянии ЗВР и денежной массы за март ещё не было. Но сейчас они уже известны. Отношение денежного агрегата M2 к ЗВР по методологии МВФ получилось на уровне Br14 036/$1. Таким образом, за март удалось преодолеть отметку не только в 13, но и в 14 тысяч.

Соотношение данных показателей растет не только в силу увеличения числителя — объема рублевой денежной массы, но и благодаря ежемесячному сокращению знаменателя — ЗВР.

Что, собственно, и подтвердил зампред Нацбанка, напомнив о том, что курс нацвалюты главным образом «зависит от величины резервов и от девальвационных ожиданий населения».

Однако перспективы роста ЗВР Нацбанка крайне неблагоприятны, поскольку Антикризисный фонд ЕврАзЭС, выступающий для Беларуси сегодня в роли внешнего кредитора последней инстанции, не хочет принимать положительное решение о выделении республике последнего (6-го) кредитного транша в связи с невыполнением республикой условий стабилизационной программы.

«Маловероятно, что мы сможем привлечь эти деньги», — говорит Тарас Надольный, однако поясняет, что «нельзя сказать, что этот отказ будет критичным для нас».

Впрочем, последняя фраза была явно лишней — на днях эксперты Всемирного банка напомнили, что за 2013г. внешние резервы Беларуси «сократились до 1,4 месяца импорта».

«Критичной» величиной ЗВР, как известно, является их снижение ниже нормы в 2 месяца импорта. Поэтому каждый волен выбирать, кому ему верить: зарубежным экспертам, бесстрастно фиксирующим состояние ЗВР Беларуси, или зампреду Нацбанка, которому по должности не положено подвергать сомнению стабильность любых государственных устоев.

Статистика Нацбанка не подтверждает и другого заявления Надольного, утверждавшего, что население стало больше продавать, чем покупать валюты. За I квартал т.г. население купило валюты на $32,2 млн. больше, чем продало.

«Народец» обратил внимание на снижение ставок по срочным рублевым банковским депозитам, увеличив покупку валюты (причем главным образом безналичной), что и позволяет сделать вывод об усилении девальвационных ожиданий. В отчетном квартале резиденты и нерезиденты также время не теряли, проявляя больше активности при покупке валюты, нежели при ее продаже.

Первая категория агентов валютного рынка скупила на чистой основе $266,5 млн., а вторая — $136,4 млн. Итого — $435,1 млн., что немало для страны, страдающей от нехватки ЗВР.

Полученный результат достаточно высоко коррелирует с содержанием аналитических отчетов о состоянии валютного рынка, ежемесячно составляемых белорусскими коммерческими банками. Взгляды банковских экспертов совпадают по двум позициям.

Во-первых, в том, что риски падения курса рубля увеличиваются по мере девальвации нацвалют в странах, относящихся к категории основных торговых партнеров Беларуси.

Во-вторых, что ЗВР Нацбанка используются для сдерживания темпов падения обменного курса нацвалюты и при отсутствии соответствующей финансовой поддержки со стороны России единственной альтернативой плавному обесцениванию является только резкая административная девальвация белорусского рубля.

Нынешнее руководство банковского регулятора, безусловно, сделало правильные выводы из печального опыта экс-председателя правления Нацбанка Петра Прокоповича. И оно прекрасно понимает, что только достаточные объемы ЗВР могут стать надежной гарантией от обвального падения курса рубля в обозримом будущем.

Однако чего нет, того нет, а потому и живем все как на пороховой бочке.

Источник:
http://www.belgazeta.by/

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Аналитика