Накануне саммита Таможенного союза, который состоится 29 апреля в Минске, белорусское правительство утвердило межправительственное соглашение с Россией о выделении Беларуси кредита.
В постановлении Совмина № 339, которое датировано 10-м апреля, говорится, что соглашение было подписано в Москве 31 января 2014 года, а заем, предоставляемый правительством России, имеет статус государственного финансового кредита.
Постановлением дается указание МИДу направить российской стороне уведомление о выполнении Беларусью внутригосударственных процедур для вступления соглашения в силу. Никаких официальных комментариев вслед за постановлением Совмина не последовало, текст самого соглашения не публикуется, и о какой сумме может идти речь в соглашении, остается догадываться.
Скорее всего, речь идет о сумме в 450 млн. USD, которая была прописана в проекте соглашения, обсуждавшегося еще в конце декабря прошлого года на заседании правительства РФ. По результатам заседания премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился подписать соглашения, а 2 января 2014 года текст проекта соглашения появился на портале правительства РФ.
Документом предусматривалось предоставление белорусской стороне в 2014 году государственного финансового кредита в размере 450 млн. USD США при условии выполнения обязательств по уплате процентов и погашению основного долга по ранее предоставленным Российской Федерацией госкредитам, а также кредитам, полученным из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ).
Кредит предполагалось предоставить по ставке 4% годовых. Первый платеж по кредиту должен быть осуществлен 15 января 2017 года, последний — 15 июля 2023 года. Таким образом, кредит предоставляется почти на 10 лет.
Не исключено, что именно это соглашение в том виде, в котором оно было опубликовано на правительственном портале РФ, и было подписано в Москве 31 января, хотя никаких официальных сообщений о визитах в Москву главы правительства Беларуси, вице-премьеров или министра финансов на эту дату не было.
После утверждения соглашения правительством РБ оно может вступить в силу, а Беларусь в ближайшее время — получить 450 млн. USD из обещанного нам еще в декабре 2013 года президентом России Владимиром Путиным 2-миллиардного кредита. Однако, и это не факт.
Еще в тот момент, когда обсуждался проект соглашения на заседании российского правительства, замминистра финансов РФ Сергей Сторчак пояснял:
"С учетом того что предстоит внести поправки в федеральный закон о бюджете для предоставления кредита соседу, необходимо использовать форму бридж-займа на период до того, как будет подписано межправительственное соглашение".
Заем в размере в 440 млн. USD действительно был предоставлен Беларуси еще в конце 2013 года — его выдал российский банк ВТБ на пополнение золотовалютных резервов и обслуживание внешнего долга Беларуси.
Был ли это бридж-заем под будущий правительственный кредит или ВТБ предоставил дополнительны средства по личной инициативе — до сих пор неизвестно. Ни белорусская сторона, ни банк ВТБ не проронили по поводу этой сделки ни слова.
Если ВТБ действительно выдал на время подписания соглашения бридж-кредит Беларуси, то в связи с вступлением межправительственного соглашения в силу, этот кредит будет переоформлен.
Таким образом, Беларусь фактически ничего не получит. Уже потраченные 440 млн. USD кредита от ВТБ будут возвращены банку за счет предоставления межгосударственного кредита.
А деньги Беларуси очень нужны. За три текущих месяца Беларусь потратила из золотовалютных резервов более 1 млрд. USD. На 1 апреля они опустились ниже очередной психологической отметки в 6 млрд. USD и составили 5,715 млрд. USD.
{mosgraph id=total metric_id=total chart_type=area source_table=stat_nbrb_ReserveAssets_IMF height=400 diapason=1 datefrom=2000-01-01 dateto=2014-04-01 rangeSelectorEnable=true rangeSelectorSelected=3 chart_color=0000ff tooltip_dimension=млрд._USD chart_name=ЗВР_в_определении_МВФ}
В апреле в погашение долга перед МВФ уже был осуществлен платеж в размере около 85 млн. USD, еще столько же предстоит выплатить 23 апреля. И хотя Минфин предпринимает попытки найти валютные средства на внутреннем рынке, на 1 мая ЗВР могут «уйти» ниже 5,5 млрд. USD.
Спасти резервы от падения могли бы те самые 450 млн. USD. И даже если деньги из госкредита России предназначаются для ВТБ, Минфин и Нацбанк могут осуществить техническую операцию.
Например, 450 млн. USD поступят в Беларусь 30 апреля, а уже 2 мая могут быть возвращены в Россию обратно. На 1 мая можно будет показать рост резервов, затем расплатиться с ВТБ.
Впрочем, кредит банка ВТБ может быть не погашен, а переоформлен в долгосрочный на новых условиях. Например, как это было в случае с кредитом российского Сбербанка "Беларуськалию".
Этот кредит не проходил как государственный, то есть не учитывался во внешнем госдолге, и поначалу был предоставлен под залог акций "Нафтана", затем был рефинансирован на новых условиях.
В случае, если ВТБ не придется возвращать кредит сейчас, Беларусь все-таки получит 450 млн. USD в ЗВР, что поможет продержаться до перечисления последнего транша кредита АКФ, решение о выделении которого должно приниматься по итогам первого полугодия.
В любом случае, утвержденное белорусским правительством соглашение показывает, что пришла пора разобраться с обещаниями российской стороны о выдаче в текущем году кредита на 2 млрд. USD. Хотелось бы эти деньги взять, но взамен ничего не отдать.
Однако совпадения времени выхода постановления с подготовкой к саммиту 29 апреля, на котором должны быть приняты документы по Единому экономическому пространству, говорит о том, что эти деньги уже являются предметом торга по поводу дальнейшего развития интеграционного объединения.
Ничего удивительного. В российско-белорусских отношениях все всегда было взаимоувязано и «торговалось» по ситуации: газ, нефть, кредиты, приватизация, атомная станция и т.д. Вроде бы ни нам, ни им — не привыкать. Но возникший в последние месяцы новый геополитический фон несколько меняет привычную расстановку сил.
Теперь все понимают, что может произойти с властью в одной из стран, находящихся под влиянием России, если власть в этой стране зашатается. В нашей стране она может зашататься только в одном случае — при резком ухудшении экономической ситуации и дестабилизации на финансовом рынке, что при нынешнем состоянии белорусской экономики несложно спровоцировать.
http://www.belmarket.by/