Почему продажи легковых автомобилей в Беларуси в августе опять сократились?

В августе 2022 года в Беларуси было продано всего 542 новых легковых автомобиля, что оказалось на 83,9%, то есть на 2 834 машины меньше, чем в августе 2021 года, хотя в России рынок новых машин начал восстанавливаться.

Такие данные сообщили в Белорусской автомобильной ассоциации. Продажи значительно упали по сравнению и с июлем 2021 года, когда было реализовано 694 новых легковых и 143 легких коммерческих автомобилей. В годовом выражении сокращение рынка в июле составляло 79,4%.

В ассоциации не уточнили, в связи с чем в стране продолжается снижение количества продаж автомобилей, указав только на то, что законодательство и практика деловых отношений на официальном автомобильном рынке не позволяют белорусским дилерам использовать механизм параллельного импорта или санкционированных поставок через третьи страны.

В БАА также отметили, что снизить темпы падения автомобильного рынка могло бы упрощение процедур сертификации ввозимых автомобилей и запчастей к ним с учетом законодательной практики в России.

Продажи автомобилей в Беларуси резко снизились

Проблемы, по-видимому, связаны с тем, что в России правительство стремится стимулировать импорт легковых автомобилей, чтобы удовлетворить спрос на них и снизить цены, тогда как в Беларуси больше обеспокоены сокращением импорта в целях обеспечения финансовой стабильности. Кроме того, возможно, в РБ стремятся стимулировать продажи белорусско-китайских автомобилей Geely.

В БАА также сообщили, что решили сократить объем публикуемых данных о продаже автомобилей членами ассоциации, начиная с августа, и будут продавать расширенный массив данных за деньги. Это указывает на возникновение финансовых проблем у самой ассоциации.

По данным БАА, за январь—август 2022 года в Беларуси было реализовано 11 764 автомобиля, из которых более всего — LADA (3 490 штук). В тройке лидеров также бренды Geely и Kia.

В ассоциации подчеркнули, что продажи новых автомобилей в ближайшие месяцы в Беларуси будут определяться объемом реализации Geely, без которых рынок вряд ли преодолеет рубеж в 500 легковых автомобилей в месяц.

Кроме того, в БАА указали на сокращение ассортимента новых автомобилей. В августе 2022 года на рынке было представлено только 36 моделей новых автомобилей, в то время как в августе 2021 года — 112. В то же время, запасы новых автомобилей у дилеров превышают 2 тыс. единиц, чего хватит на три месяца продаж при текущих объемах.

При этом цены на автомобильном рынке РБ, как отметили в БАА, стабилизировались, в том числе и на машины, которые ввозятся из России, то есть процесс переноса проинфляционных факторов в цены новых автомобилей завершился.

Ситуация на автомобильном рынке Беларуси значительно отличается от того, что происходит в России. Там продажи новых легковых автомобилей в августе увеличились по сравнению с июлем на 20% и составили 42 593 штук. Это на 63,6% меньше, чем в августе 2021 года.

Причиной такого роста стало увеличение продаж машин Lada Granta, которых по данным «АвтоВАЗ» в августе было реализовано 11 580 единицы, что оказалось на 77% больше, чем в июле текущего года, и на 131% больше, чем в августе прошлого года. То есть сработала программа производства автомобилей в упрощенной комплектации, дополненная программой льготного кредитования их приобретения.

Поделиться публикацией: