В то время как Банк России поднял ключевую ставку с 9,5% годовых до 20%, Национальный банк Беларуси увеличил ставку рефинансирования с 1 марта всего до 12% с 9,25%.
Кроме того, ставка по кредиту овернайт в Беларуси увеличена до 13% годовых, а ставка по депозиту овернайт — до 11%.
В белорусском центробанке сообщили, что решение о повышении ставки направлено на поддержание финансовой стабильности и ограничение инфляции, риски ускорения которой возросли на фоне обострения геополитической ситуации и принятых рядом западных стран санкций в отношении России. Но в Нацбанке не пояснили, почему увеличение ставки рефинансирования оказалось намного меньше, чем в России.
Кроме того, Нацбанк с 1 марта приостановил действие расчетных величин стандартного риска. Как пояснили в Нацбанке, теперь банки могут устанавливать проценты по кредитам и депозитам без существовавших ранее ограничений.
Позицию Банка России в отношении ключевой ставки пояснила его глава Эльвира Набиулина на
В то же время, она отметила, что динамика обменного курса является дополнительным проинфляционным фактором, который приводит к резкому росту девальвационных и инфляционных ожиданий. Поэтому для и защиты сбережений и обеспечения привлекательности вкладов требовалось повысить ставки по рублевым депозитам.
Кроме того, Эльвира Набиуллина сообщила, что Банк России 28 февраля прекратил проведение валютных интервенций в связи с ограничениями на использование золотовалютных резервов в долларах, хотя 24 февраля продал 1 млрд. долларов, а 25 февраля — немного меньше.
Чтобы компенсировать прекращение валютных интервенций, Банк России объявил об обязательной продаже экспортерами 80% экспортной выручки, а также запретил продажу российских ценных бумаг нерезидентами.
Из всего сказанного Эльвирой Набиуллиной следует вывод, что ЦБ так значительно повысил ключевую ставку для того, чтобы не продавать валюту из резервов.
Кроме того, возможно, учитывался массовый отток средств населения из российских банков. Физические лица,
Это делает понятным, почему в белорусском Нацбанке подняли ставку рефинансирования совсем ненамного: в Беларуси нет необходимости в проведении значительных валютных интервенций, поэтому угроза потери резервов намного ниже, чем в России.
Дело в том, что в РБ фактически нет рынка ценных бумаг, как и вложений нерезидентов в ценные бумаги. То есть нет рисков оттока значительных объемов валюты. Кроме того, зарубежные активы Нацбанка никто не пытается заморозить.
Кроме того, в Беларуси, похоже, нет такого массового оттока рублевых средств физических лиц из банков, как в России. У нас кризисы происходят чаще, чем в России, и люди больше привыкли к рискам.
К тому же, санкции западными странами вводятся в отношении российских банков, а не белорусских, хотя у некоторых банков РБ с российским капиталом тоже возникли проблемы с расчетами по их карточкам за рубежом.
Поделиться публикацией:
Новости по теме:
Банки Беларуси Вклады Кредиты Нацбанк Беларуси Центробанк России Девальвация Санкции