Почему МАЗ не смог увеличить продажу своих грузовиков в России в 2022 году?

В отличие от многих других предприятий Беларуси, МАЗ в 2022 году не сумел воспользоваться уходом западных компаний из России, и вместо увеличения сократил продажи грузовиков в РФ на 1 137 единиц.

По данным российского агентства «Автостат», белорусское предприятие продало в прошлом году в России всего 4 388 своих грузовиков, что оказалось на 20,6% меньше, чем в 2021 году. Но так как число реализованных в России автомобилей сократилось в большей степени, то доля белорусской марки на российском рынке уменьшилась с 5,54% только до 5,21%.

По данным Автостат, в целом коммерческих автомобилей с полной массой более 3,5 тонн в России было продано в прошлом году на 15,6% меньше, то есть 84 196 единиц.

Продажи КАМАЗов упали на 11,8% — до 31 496 автомобилей. На второе место вышел китайский брент Shacman (Shaanxi). Автомобилей данной компании было продано в 3,4 раза больше, чем в 2021 году, то есть 9 682.

Удалось увеличить продажи грузовиков и Уралу: на 4,4% — до 5 162. Обогнал МАЗ и китайский FAW, которому удалось увеличить реализацию своей техники в 2,6 раза — до 4 536 единиц.

На белорусском предприятии пока не комментировали причины свое неудачи. Можно предположить о наличии двух причин.

Во-первых, не исключено, что на МАЗе просто возникли проблемы с выпуском грузовиков, так как в связи с санкциями западных стран, которые были введены еще до начала специальной военной операции России в Украине, предприятие, как было на нем объявлено, перешло только на отечественные комплектующие.

Продажи МАЗа в России в 2022 году упали

Однако некоторые комплектующие считать белорусскими можно только с некоторой натяжкой. В частности, двигатели и коробки передач производятся на совместных белорусско-китайских предприятий «МАЗ-Вейчай» (коробки передач) и «Фаст-МАЗ» (двигатели), которые расположены в индустриальном парке «Великий камень».

Также могут поставляться отдельные комплектующие из России, в которых, вполне возможно, имеется импортная составляющая. Поэтому, когда в первой половине 2022 года у многих предприятий в Беларуси возникли проблемы с поставками комплектующих из Китая, не исключено, что они имелись и у совместных предприятий МАЗ.

Вторая причина сокращения продаж белорусских автомобилей в России — это возможное недостаточно активное продвижение МАЗом своей техники на российском рынке. На это указывает то, что большая часть сокращения продаж в 2023 году пришлась на первое полугодие, когда МАЗ реализовал всего 2 027 единиц своей техники.

На второе полугодие пришлось 2 361 проданных автомобилей, и именно во втором полугодии МАЗ начал осуществлять новые проекты по расширению своей дилерской сети в РФ.

В настоящее время МАЗ реализует автомобили в России через своего официального дистрибьютора — ООО «МАЗ-РУС». Но за год было заключено более 10 дилерских договоров с новыми компаниями, которые начали продавать белорусские автомобили.

В частности, в сентябре был открыт дилерский центр в Уфе совместно с компанией «УРАЛМАШ», а в октябре началось строительства регионального торгово-сервисного центра в Ростове-на-Дону.

Кроме того, МАЗ предлагает различным российским предприятиям проекты по кооперации. В частности, прорабатывает пилотный проект по организации сборочного производства белорусских автомобилей на заводе «Красный пролетарий» в Стерлитамаке.

Поделиться публикацией: