Поэтому правительство страны почувствовало тягу к реализму. Сначала вице-премьер Петр Прокопович призвал самого главу государства быть реалистом. Затем почин подхватил первый вице-премьер Владимир Семашко, решив поделиться с заинтересованной общественностью своими впечатлениями, полученными за последние два года наблюдений, о качестве белорусской продукции.
«В этом кризисе мы не смогли немного ниже опуститься по цене (буквально на 5-10%), и товар остановился, — поясняет ситуацию Семашко. И диапазон ценового дисконта, которым оперирует первый вице-премьер, выбран не случайно. Он находится в прямой зависимости от темпов падения курса белорусского рубля по отношению к доллару США.
СПРАВКА «БелГазеты». В 2013г. девальвационная кампания Нацбанка была проведена в российском ритме (11% по отношению к доллару США). Но при годовой инфляции в 16,5% реальный курс белорусского рубля даже окреп на 5,5%, тем самым приумножив страдания национальных экспортеров. Тем не менее в 2014г., по словам главы Нацбанка Надежды Ермаковой, будет продолжен курс на плавную девальвацию рубля.
В январе 2014г., после того как российский рубль обесценился на 7% по отношению к доллару, белорусский собрат потерял в весе только 1,9% (по состоянию на 13 февраля). Таким образом, белорусскому рублю не мешало бы еще сбросить лишний вес процентов эдак на 10, чтобы сохранить свою конкурентоспособность на российском рынке.
Впрочем, и казахстанский рынок можно вернуть для белорусских товаров, если плавно снижать курс белорусского рубля по отношению к доллару США на 2% ежемесячно. Значит, пора Беларуси включаться в девальвационную гонку.
Ведь не впервой. В этой связи стоит напомнить, что старт этому увлекательному состязанию на развивающихся рынках был дан в конце 2008г. — начале 2009г., т.е. вскоре после того, как Федеральная резервная система (ФРС) США приступила к первому акту количественного смягчения, или, проще говоря, нажала на акселератор печатного станка. Тогда сначала Россия, а затем Казахстан и Беларусь девальвировали свои валюты.
СПРАВКА «БелГазеты». В 2009г. диапазон уценки стоимости нацвалюты колебался от 20% в Беларуси до 44%в России. Но в 2011г. Беларусь обошла соперников, девальвировав рубль в 2,89 раза. Однако этот эффект был уже через год нивелирован инфляцией. Поэтому к концу 2013г. - началу 2014г. Беларусь растеряла все девальвационные преимущества.
Между тем ФРС начала плавно давить на тормоз. С этого момента капиталы потекли вспять, т.е. на родину - в США, что сразу почувствовали на себе не только Бразилия, ЮАР или Турция, но и Россия, Казахстан и даже Беларусь. При этом на рынке Еврозоны, откуда странами Таможенного союза импортируется основная масса инвестиционных товаров, сразу заговорили об угрозе дефляции.
Надо признать, что в таких условиях про- дать соседям постоянно дорожающие МАЗы, тягачи и тракторы действительно непростое дело. Поэтому неслучайно вице-премьеры белорусского правительства рассуждают вслух о необходимости повышения качества изделий. Впрочем, не только они.
«Предварительные итоги января говорят о том, что белорусская экономика пока не начала выздоравливать», - сообщил на пресс-конференции пренеприятное известие председатель правления ОАО «Банк развития РБ»
Сергей Румас.
А с чего бы ей выздоравливать? Нежная плавная девальвация на поверку оказалась плацебо, и цены на экспортную продукцию растут не только из-за высоких ставок по кредитам, о которых говорил Румас.
«Надо ли снижать сегодня ставки? Надо. Но Нацбанк не может сделать это административно. Эффект будет только тогда, когда это будет подкреплено другими мерами экономической политики», — говорит Румас. Но про эти меры экономической политики, включая структурные реформы, разговоры идут не первый год.
Между тем ситуация в экономике требует безотлагательных действий уже сегодня. Например, немедленного отказа от политики, способствующей дальнейшему укреплению реального курса белорусского рубля.
Но Нацбанк в своей политике руководствуется мудрыми указаниями либо вождя, либо Антикризисного фонда ЕврАзЭС, выступающего в роли кредитора последней инстанции.
Правительство для него не указ и уступать ему, несмотря на обилие совместных планов действий, увеличивая объемы валютного кредитования и снижая стоимость рублевых кредитов, Нацбанк не собирается. Его руководство просто не желает брать на себя ответственность за очередную резкую девальвацию валюты в предвыборный период.
Поэтому вице-премьеры, устав от тщетных попыток хоть как-то изменить ситуацию как со стоимостью кредитов в стране, так и с темпами девальвации, и начали напоследок, т.е. перед грядущей отставкой, радовать общественность разного рода откровениями.
Однако стоит иметь в виду, что очередная девальвация рубля станет наиболее невинным вариантом развязки проблем, накопившихся в белорусской макроэкономике.
Хуже этого может быть только дальнейшее сокращение объемов валютной выручки, обусловленное искусственным снижением курса нацвалют в странах, относящихся к числу основных торговых партнеров Беларуси. Того и гляди доторгуемся до полноценного социально-экономического кризиса, о котором даже вице-премьеры стараются не вспоминать вслух. Помяни черта, а он тут как тут!
Источник: http://www.belgazeta.by/