Нарастающие проблемы на валютном рынке Беларуси являются следствием относительно мягкой денежно-кредитной политики в 2012 году

После кризиса 2011 года в Беларуси был продекларирован переход к новому способу формирования курса белорусского рубля. Было решено, что курс будет складываться под действием спроса и предложения на иностранную валюту. На практике, однако, это не было реализовано в полной мере.

На протяжении 2012 года Нацбанк фактически проводил политику валютного коридора, удерживая курс рубля к доллару в определенных границах, а в начале 2013 года он скупал валюту, удерживая курс рубля от укрепления по отношению к доллару.


"Бешеные деньги" уже вброшены.


Время от времени Нацбанк пытался отпускать курс в свободное плавание, но это приводило к оживлению девальвационных ожиданий у населения и скачкам спроса на иностранную валюту, как это произошло в июне текущего года и в мае прошлого.

Тем не менее президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июля в ходе встречи с председателем правления Нацбанка Надеждой Ермаковой заявил: "Мы должны следовать тем курсом, который мы определили. Ни в коем случае ничего искусственно не должны делать: ни удерживать, ни девальвировать, ни национализировать, ни приватизировать. Как мы обещали, тем курсом и должны идти, как шли до сих пор. Население и субъекты хозяйствования должны понимать: спрос большой - цена больше, маленький или его нет - цена меньше, в том числе и валюты. Деньги - это тоже товар".

При этом он высказался и против денежной эмиссии: "Отпечатать и вбросить какие-то бешеные деньги - этого быть не должно ни в коем случае".

Мысль, конечно, правильная, так как вводить свободный курс рубля имеет смысл только в том случае, если государство не будет искусственно увеличивать объем рублевой массы. Но сейчас стабилизировать ситуацию на финансовом рынке даже самый строгий запрет на эмиссию не поможет.

Дело в том, что "бешеные деньги" уже отпечатаны и вброшены в экономику РБ, причем еще в конце 2011 года и в 2012 году. Тогда Нацбанк покупал облигации Банка развития, а Минфин, получая незапланированные доходы, возникшие вследствие высокой инфляции, направлял их на развитие экономики, повышение зарплат и компенсацию банкам процентов за предоставление кредитов предприятиям по ставкам ниже рыночных.

На то, что руководство Беларуси проводило слишком мягкую денежно-кредитную политику в 2012 году, неоднократно обращали внимание зарубежные эксперты. В связи с этим даже возникли проблемы с выделением в 2013 году очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Эксперты отметили, что в 2012 году целевой уровень резервных денег в Беларуси был превышен на 5,6 трлн. BYR, а целевой уровень по росту требований банков к другим секторам экономики - вдвое (30% против 15%).

В связи с этим в 2013 году последний показатель даже перевели из разряда индикативных в обязательные для получения очередного транша кредита Антикризисного фонда. Это, похоже, немного подействовало на руководство Беларуси, и в последние месяцы темпы прироста объемов кредитов банков несколько замедлились. Но это запоздалые меры: с 1 января 2012 года по 1 июля 2013 года требования банков к субъектам хозяйствования уже выросли со 124,8 трлн. BYR до 200,2 трлн. BYR, то есть примерно в 1,5 раза.

Деньги, вкачанные Нацбанком, Минфином и банками в экономику Беларуси в 2012 году, обеспечили повышение заработной платы в стране в соответствии с требованием президента, а затем позволили поднять зарплаты и в текущем году. Они же позволили удержать ВВП от падения. Однако все это привело и к увеличению импорта и значительному росту депозитов населения.

В результате средства физических лиц, размещенные в банках, в феврале текущего года превысили депозиты юридических лиц и стали основным источником ресурсов для банковской системы.

Накопления населения в банках за полтора года (с 1 января 2012 года по 1 июля 2013 года) увеличились почти в 2 раза: с 50,6 трлн. до 95,6 трлн. BYR). Сейчас эти средства позволяют банкам увеличивать объемы кредитования предприятий, что еще больше усугубляет ситуацию.

Таким образом, требование президента не вбрасывать в экономику "бешеных денег" запоздало года на полтора. Этого надо было требовать сразу же после стабилизации курса рубля в конце 2011 года.

То есть сейчас стоит задача не ограничить текущую эмиссию денег, а справиться с последствиями вбрасывания денег, осуществленного в последние полтора года. Предстоит выяснить, кто же будет расплачиваться за прошлое и нынешнее благополучие - за не обеспеченное ростом экономики повышение зарплат и стабильность ВВП.


Подъем экспорта не получился.


Фактически проблема состоит в том, что доходы населения Беларуси не соответствуют степени развития экономики страны, и это несоответствие необходимо как-то устранить.

Президент, правительство и Нацбанк рассчитывали ликвидировать указанный дисбаланс увеличением объемов экспорта и валютных доходов страны. Но на этих надеждах, как показывают результаты работы экономики страны в последние месяцы, уже можно поставить крест: произведенная в Беларуси продукция отправилась не на экспорт, а на склад.

Правительству РБ до мая еще удавалось поддерживать резервы в национальном определении от падения за счет новых заимствований на внешнем и внутреннем рынках. Но эти возможности ограниченны, и осуществлять новые заимствования правительству становится все труднее.

Так, в мае международные резервные активы Беларуси в национальном определении сократились почти на 260 млн. USD, в июне - еще на 595,1 млн. USD.

Проблема с дисбалансом может быть решена посредством снижения доходов населения с помощью ослабления рубля (разового или постепенного). Слова президента о том, что удерживать ничего не надо, следует, по-видимому, понимать так, что он дает добро на такие действия. Но это может вызвать серьезные негативные последствия в виде дестабилизации финансового рынка.

Ослабление рубля приведет к увеличению инфляции в силу необходимости выравнивания цен в Беларуси с соседними странами. А это вызовет новый приток денег в бюджет, что позволит Минфину вновь повысить зарплаты. То есть сформируется инфляционно-девальвационная спираль, подобная той, которая существовала в Беларуси в 90-е годы прошлого века. Нестабильность на финансовом рынке страны станет хронической.

Наиболее предпочтительный для населения и предприятий вариант решения проблем с дисбалансом между доходами населения и состоянием экономики страны - замораживание зарплат и сохранение высоких ставок по кредитам на длительный период времени, в течение которого можно будет постепенно наращивать экспорт.

Но при этом придется смириться с падением ВВП и пойти на замедление темпов ослабления рубля за счет золотовалютных резервов или еще каких-то валютных средств, хотя бы китайского несвязанного кредита, о котором шла речь в ходе последнего визита президента в Китай. Собственно, именно таким образом в настоящее время и пытаются действовать Нацбанк и правительство.

Однако президент, похоже, еще надеется на чудо в виде решения проблем за счет быстрого наращивания экспорта. Но пропасть между этими надеждами и реальностью постепенно растет и, по-видимому, уже в ближайшие месяцы руководству страны придется определиться с новой экономической политикой, более реалистичной, чем прежняя.

http://www.belmarket.by/

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Аналитика