Нацбанк подает сигнал SOS?

Чиновники заговорили о давлении, под которым теперь находится регулятор. Разбираемся, что грозит простым белорусам в результате дискуссий в госорганах.

В пятницу НБРБ опубликовал доклад начальника одного из главков Нацбанка — Дмитрия Мурина. Мурин выступил на расширенном заседании правления Нацбанка, которое обычно проводится раз в квартал. На расширенное заседание как правило приглашают представителей из других госорганов.

Темой доклада Мурина стало обеспечение ценовой и финансовой стабильности в экономике за 9 месяцев. Надо отдать должное Нацбанку: стабильность в Беларуси действительно достигнута и поддерживается усилиями монетарных властей.

Однако среди типовой статистики и выкладок в докладе Мурина прозвучали и тревожные нотки. Мурин отметил, что «в последнее время в адрес Нацбанка поступают предложения о необходимости смягчить пруденциальные стандарты, пересмотреть требования по оценке банками платежеспособности клиента». По данным Мурина, эта категория лиц говорит «о возможности пожертвовать частью достигнутой стабильности и за счет этого обеспечить экономический рост».

Заочно отвечая на аргументы противной стороны, Мурин парирует: «смягчение подходов чревато недооценкой рисков, что отрицательно скажется на возможности банков противостоять шокам на фоне нестабильных внешних условий». Начальник нацбанковского главка ссылается на замедление мировой экономики, торговые конфликты и ухудшение конъюнктуры рынков.

Оборот внешней торговли Беларуси составляет около 120% ВВП. Поэтому любые отрицательные подвижки конъюнктуры почти сразу же сказываются на состоянии наших предприятий и подтачивают финансовую стабильность.

Негатив на важных для нас рынках уже начался. Белорусская калийная компания так и не объявила о заключении контрактов на 2019/2020 маркетинговый год с Китаем и Индией. Параллельно Беларуськалий пошел на 30%-е снижение выпуска удобрений до конца года.

Мурин подчеркнул, что «опрос об адекватности пруденциальных стандартов постоянно находится в центре внимания международных финансовых организаций и рейтинговых агентств». Одно неловкое движение властей может повлечь падение кредитного рейтинга от S&P и Fitch, что приведет к удорожанию для Беларуси заемных ресурсов.

Напомним, по расчетам Минфина в 2020 году Беларусь должна будет выплатить по госдолгу 3,5 млрд USD, в 2021-м — 3,2 млрд USD, в 2022-м — 3,3 млрд USD, в 2023-м — 3,8 млрд USD, в 2024-м — 2,6 млрд USD. Объем обязательств по внешнему долгу на 2020 год для всех секторов экономики оценивается на сумму до 6,6 млрд USD.

Также Мурин повторил для сомневающихся прописную истину: банковские кредиты предприятиям — это зачастую деньги, взятые взаймы у населения. По данным Нацбанка, «почти каждый второй рубль из предоставленных банками кредитов — это деньги населения».

Соответственно, если у предприятий начнутся проблемы с возвратом таких кредитов, то у банков последуют проблемы с возвратом депозитов. А если вдобавок смягчить пруденциальные нормативы и требования по платежеспособности, то вероятность проблем для рядовых депозитчиков и банков дополнительно повысится.

Уже сейчас качество активов госбанков отличается от качества активов иных банков в худшую сторону. И кстати, некоторые изменения методик Нацбанка были в 2018 году. В результате пропала сопоставимость с информацией до 2018 года, а уровень проблемности активов госбанков остался самым высоким.

Совет отраслевым лоббистам простой и логичный: на деле взяться за повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках. В противном случае большая часть торговли Беларуси так и останется зависимой от газовых и нефтяных сделок с Россией.

Как показали последние месяцы, на сделки в РФ идут со все большим скрипом, требуя взамен экономические уступки. В конечном итоге совокупность уступок может размыть белорусский суверенитет.

К разговору об обеспечении и поддержании стабильности подключился глава Нацбанка Павел Каллаур. Каллаур заявил, что «макроэкономическая стабильность является фундаментом для долгосрочного экономического роста».

Глава Нацбанка дополнил: последние 1,5–2 года регулятор занимает «позицию, что денежно-кредитная политика будет носить нейтральный характер». По словам Каллаура, «не имея этого фундамента [стабильности], обеспечить цель — а в основе лежит именно благосостояние граждан — крайне сложно».

С кем же у Нацбанка может идти спор об экономической стабильности?

На прошлой неделе данный вопрос поднимал замглавы администрации президента Николай Снопков. По мнению Снопкова, «поддержание сбалансированности является синицей в руках и главной целью последних 4 лет». Согласно Сноповку, «эта философия не отвечает ожиданиям общества».

Снопков заявил, что «сбалансированная экономика — это когда половина работает, а половина бастует». Также замглавы администрации президента добавил, что «за три неполных десятилетия страна [Беларусь] прошла уникальный путь экономических трансформаций».

Источник: https://banki24.by

Поделиться публикацией: