Краткий обзор основных изменений Налогового кодекса 2019 Беларуси от SBH Law Offices

1. НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЩЕЙ ЧАСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Уточнен порядок уплаты налогов за счет дебиторской задолженности.

Установлен единый срок представления сведений о дебиторах (перечень дебиторов) как в налоговые, так и в таможенные органы — не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения у плательщика задолженности по уплате налогов, сборов (пп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК). При этом перечень дебиторов должен быть представлен в налоговый орган с указанием:

— суммы дебиторской задолженности;

— копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечения срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком. Т. е. представить сведения о дебиторе, в отношении которого уже истек срок исковой давности, теперь невозможно. Перечень дебиторов может быть представлен как в письменной, так и в электронной форме.

1.2. Информируем налоговые органы об операциях по счетам в иностранных банках.

В дополнение к ранее существовавшей обязанности сообщать налоговым органам об открытии или закрытии счета за пределами Республики Беларусь с 1 января 2019 года (пп. 1.9.2 п. 1 ст. 22 НК) у белорусских плательщиков-организаций появилась обязанность сообщать в налоговые органы информацию об операциях по таким счетам (пп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК).

1.3. Документы о приобретении товара можно хранить в любом офисе налогоплательщика.

С 1 января 2019 г. достаточно обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение товара, у плательщика. И это не обязательно должны быть места хранения или реализации товара (пп. 1.15. п. 1 ст. 22 НК).

1.4. Обязательно проверять первичные учетные документы контрагента.

В состав обязанностей плательщиков (п. 1.16 ст. 22 НК) включена обязанность обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя — проверять принадлежность их отправителю товара и действительность бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Соответствующее обязательство ранее содержалось в Указе № 488.

1.5. Срок на возврат/зачет налогов увеличен.

Срок, в течении которого плательщики вправе произвести возврат или зачет излишне уплаченных/взысканных сумм налогов увеличен с 3 (трех) до 5 (пяти) лет (ст. 66 НК).

1.6. Налоговый учет для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме.

На иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме для физических лиц, возложена обязанность вести налоговый учет в объеме, установленном п. 3 ст. 39 НК.

1.7. Ограничивается размер начисления пеней.

До 1 января 2019 года размер пени, начисляемой на неуплаченную сумму налога, не был ограничен. С 1 января 2019 года установлено ограничение (п. 2 ст. 55 НК), согласно которому размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины).

Так как специальных переходных положений нет, то данное ограничение будет подлежать применению с января 2019 года в отношении неуплаченных сумм налогов (неуплата которых могла возникнуть и до 2019 года), по которым требование об уплате пеней будет предъявляться в 2019 году.

1.8. Приостановление операций по счетам плательщиков.

Существенным образом изменен подход к приостановлению операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков при неисполнении налогового обязательства.

До 1 января 2019 года операции по счету могли быть приостановлены на первый день просрочки по уплате налога.

С 1 января 2019 года (ст. 56 НК) момент возможного приостановления операций зависит от того, возникали ли просрочки по уплате налога в предшествующие 6 (шесть) месяцев. Если в течение 6 предшествующих месяцев налогоплательщик своевременно исполнял свои налоговые обязательства, то приостановление операций по счетам будет происходить не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты. Установлен ряд случаев, когда данное правило не будет применяться. Например, если неуплате налога предшествовала неподача налоговой декларации.

1.9. Ограничение периода по взысканию налогов.

Установлено (п. 2 ст. 61 НК), что взыскание налогов не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 (пяти) лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда:

— проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 (пять) лет;

— плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

1.10. Контроль за трансфертным ценообразованием (ТЦО).

(i) Нормы, регламентирующие налоговый контроль за ТЦО, структурированы и выделены в отдельную главу 11 НК. Уточнены нормы, раскрывающие механизм контроля трансфертных цен, порядок и условия сопоставления анализируемых и рыночных сделок, расширено описание методов определения рыночной цены, определены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при их выборе, и cоотносимость методов определения рыночной цены с характером сделок.

(ii) Сокращен круг лиц, сделки между которыми подлежат контролю применения ТЦО, а также увеличен их суммовой порог.

Так, для крупных плательщиков к контролируемым сделкам по ТЦО отнесены внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами (ранее контролю подлежали все внешнеторговые сделки), сумма которых с каждым из таких лиц превышает 2 000 000 рублей (без учета косвенных налогов). В четыре раза (до 400 000 рублей) увеличен суммовой порог в отношении остальных внешнеэкономических сделок с взаимозависимыми лицами.

Сужен круг контролируемых сделок по реализации и приобретению недвижимого имущества. В частности, контролю будут подлежать сделки с взаимозависимыми лицами или с организациями и ИП, применяющими особые режимы налогообложения. При этом не будут контролироваться сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилище, в котором оно постоянно проживало не менее 5 (пяти) лет. Кроме того, исключено 20-ти процентное отклонение от рыночных цен. Напомним, ранее, сделки по реализации или приобретению недвижимости подлежали контролю ТЦО при условии отклонения цены сделки с объектом недвижимости от рыночных цен более чем на 20%.

(iii) Соглашение о ценообразовании для ТЦО

Предусмотрена возможность заключения между налогоплательщиком и налоговым органом соглашения о ценообразовании (продолжительность которого составляет до трех лет), в котором применительно к контролируемой сделке (совокупности контролируемых сделок) будет согласовываться методика определения рыночной цены.

Заключение соглашения позволит плательщику не составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, а налоговый орган не будет осуществлять выездную налоговую проверку по вопросу контроля ТЦО по таким сделкам, если документы, которые плательщик представит в налоговый орган, будут подтверждать выполнение положений соглашения.

Если налоговый орган установит факт невыполнения налогоплательщиком соглашения о ценообразовании, то налоговый орган вправе провести корректировку налоговых обязательств по сделке в соответствии с правилами ТЦО.

(iv) Период адаптации к новым правилам ТЦО.

За налоговые периоды 2019 — 2022 годов не будут начисляться пени на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в связи с проведением корректировки налога на прибыль в рамках ТЦО, при условии уплаты этой суммы налога на прибыль не позднее пяти дней со дня представления в налоговый орган по месту постановки на учет налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с отраженной суммой такого налога на прибыль (п. 12 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 года № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»).


2. НДС (глава 14)

2.1. Порядок определения места реализации работ, услуг, имущественных прав для целей НДС установлен ст. 117 НК. Ранее нормы об определении места реализации содержались в ст. 33 Общей части НК и могли, при необходимости, применяться для иных налогов. Теперь положения ст. 117 НК применяются только для целей НДС.

2.2. Структурирован и уточнен порядок определения налоговой базы (ст. 120 НК) по договорам лизинга (п. 10), аренды (п. 11), безвозмездного пользования (п. 14), по давальческой переработке (п. 26), при реализации услуг транспортной экспедиции (п. 30), при реализации имущества должника в рамках исполнительного производства (п. 19).

2.3. В целях сближения порядка определения даты выполнения работ и оказания услуг для целей бухгалтерского учета и уплаты НДС (ст. 121 НК):

— отменена обязанность исчисления НДС по неподписанным заказчиком актам (в настоящее время установлена обязанность исчисления налога на добавленную стоимость в случае, если акт заказчиком не подписан до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором составлен акт на выполненные работы и оказанные услуги);

— установлена возможность для подрядчика (исполнителя) и заказчика включать в договор порядок определения даты выполнения работ и оказания услуг и отражать эту дату в первичном учетном документе (в этом случае дата выполнения работ (оказания услуг), указанная в первичном учетном документе, будет приниматься для целей бухгалтерского учета и налогообложения у заказчика и подрядчика).

2.4. Упрощен порядок подтверждения обоснованности ставки 0% при реализации экспортируемых транспортных услуг. Так, упразднено представление реестров как приложений к налоговой декларации. Вместо них в качестве основания будет использоваться информация, указываемая плательщиком в ЭСЧФ.

2.5. Как и ранее, организации и ИП, не уплачивающие НДС, относят на увеличение стоимости приобретенных товаров, работ, услуг суммы «входного НДС» (ст. 132).


3. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ (глава 16)

3.1. Затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль.

Основные изменения коснулись порядка расчета затрат, которые могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Увеличен размер инвестиционного вычета в 1,5 раза (пп. 2.2. п. 2 ст. 170 НК): по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам — с 10 до 15%, по машинам, оборудованию и транспортным средствам — с 20 до 30%.

Введено понятие нормируемых затрат (ст. 171), куда в том числе включены затраты на управленческие услуги. При этом в состав управленческих услуг входят услуги:

— по управлению организацией (или ее подразделениями, или направлениями деятельности этой организации);

— осуществлению организационно-распорядительных, контрольных функций в отношении производства, технологического и (или) иного процессов, рисков, имущества, закупок, сбыта (ст. 13 НК). Следовательно, к управленческим услугам отнесены не только услуги исполнительного органа (директор), а также услуги, оказываемые профильными специалистами в отдельных направлениях деятельности предприятия. Например, сюда попадут услуги ИП по маркетингу, услуги ИП по управлению производственным процессом предприятия и т. п.

Определен перечень затрат, которые в совокупности могут учитываться при расчете прибыли в размере 1% от выручки с учетом НДС (п. 2, 3 ст. 171 НК).

3.2. Льгота по дивидендам.

Установлены льготные ставки налога (0% и 6%) в отношении дивидендов (пп. 7, 8 ст. 184 НК). Например, дивиденды облагаются по ставке 6%, если в течение 3 (трех) предшествующих лет подряд полученная прибыль не распределялась (три года подряд были прибыльными и прибыль не распределялась, а оставалась в обществе). Если прибыль при ее наличии не распределялась в течение 5 (пяти) лет подряд, то ставка по дивидендам будет составлять 0%.

3.3. Сделки с собственными акциями, долями не позволят уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Включены положения (п. 8 ст. 167 НК), ограничивающие возможность учета расходов на выкуп собственных долей (акций) при определении валовой прибыли. Расходы могут быть учтены только в размере номинальной стоимости таких долей, акций.

3.4. Уточнен порядок учета отдельных внереализационных расходов.

В п. 3.22 ст. 175 НК уточнен порядок включения в состав внереализационных расходов сумм дебиторской задолженности, взыскание которой невозможно по исполнительному документу. Такая дебиторская задолженность может быть отнесена в состав внереализационных расходов при выполнении 2 (двух) условий:

— получен акта о невозможности исполнения исполнительного документа;

— с момента возврата исполнительного документа истек срок для предъявления исполнительного документа к повторному исполнению.


4. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (глава 17 НК)

4.1. Уточнен термин «роялти».

В пп. 1.3. п. 1 ст. 189 НК прямо указано, что в состав роялти входят, в том числе, доходы от предоставления в аренду, лизинг любого вида оборудования, транспортных средств. Ранее используемый термин «коммерческое оборудование» вызывал вопросы о том, какое оборудование относится к коммерческому, и относятся ли транспортные средства к оборудованию.

4.2. Скорректирован порядок определения налогооблагаемой базы по отдельным доходам.

В отношении дохода от отчуждения недвижимого имущества конкретизирован порядок пересчета в белорусские рубли через эквивалент в долларах США сумм затрат иностранных организаций, учитываемых при исчислении налога на доходы (пп. 1.1.4 п. 1 ст. 190 НК).

4.3. Увеличен отчетный период.

В качестве отчетного периода налога на доходы определен календарный квартал (ст. 193 НК). Ранее отчетным периодом являлся календарный месяц.

4.4. Исключена возможность ретроспективного снижения ставки налога по процентам.

Для предотвращения возвратов налога, уплаченного с доходов в виде процентов по кредитам, займам, после перехода к иному кредитору права на получение процентов, в отношении которых уже уплачен налог, предусмотрена неизменность обязательств по налогу первоначального кредитора (п. 8 ст. 193). Иными словами, если новый кредитор имеет право на применение более льготной ставки налога в отношении процентов, то она может применяться только в отношении процентов, начисляемых после смены кредитора.

4.5. Усилились требования к применению налоговых преференций по международным соглашениям. Справки о налоговом резидентстве уже может не хватить.

(i) Вводится новое правило применения международных договоров в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, которая в стране регистрации не уплачивает налоги с получаемого дохода (доход становится объектом налогообложения не для организации, а для ее участников) (ч. 14 п. 1 ст. 193 НК). В таком случае подлежат применению международные договоры, заключенные между Республикой Беларусь и страной налогового резидентства каждого участника. Устанавливается порядок определения дохода, получаемого каждым участником.

(ii) Детализируется механизм подтверждения статуса фактического владельца дохода, который может применяться в отношении любого вида дохода. Сохраняется условие о том, что запрос документов для подтверждения статуса фактического владельца дохода должен производиться белорусским субъектом только при возникновении у него сомнений в том, что иностранная организация таковым является. Однако, редакция п. 2–4 ст. 193 НК позволяет сделать вывод, что такое сомнение обязательно должно возникать при любой выплате дохода иностранной компании. Ответственность за необоснованное применение норм международного договора несет налоговый агент.


5. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ (глава 18 НК)

5.1. Льготное налогообложение дивидендов.

Установлены льготные ставки налога 6% и 0% в отношении доходов в виде дивидендов. Например, дивиденды облагаются по ставке 6%, если в течение 3 (трех) предшествующих лет подряд полученная прибыль не распределялась (три года подряд были прибыльными и прибыль не распределялась, а оставалась в обществе). Если прибыль при ее наличии не распределялась в течение 5 (пяти) лет подряд, то ставка по дивидендам будет составлять 0% (п. 5,6 ст. 214).

5.2. Сохранена льгота по продаже долей (акций).

Сохраняется льгота в виде освобождения от налогообложения дохода, полученного от продажи долей, акций в уставном фонде белорусских компаний, которые непрерывно принадлежали продавцу в течение 3 (трех) лет (пп. 35 п. 1 ст. 208 НК). При этом правило действует в отношении долей, которые были приобретены после 1 января 2014 года.

5.3. Сохранен порядок налогообложения займов.

Сохранены правила налогообложения займов, полученных физическими лицами (ст. 220 НК). С суммы займа, полученного физическим лицом от иного физического лица или из-за пределов Республики Беларусь, подлежит уплате налог, если заём не возвращен на момент указания такого дохода в виде источника денежных средств.

5.4. Увеличен срок для подачи декларации.

Срок предоставления налоговой деклараций перенесен с 1 на 31 марта, а срок уплаты подоходного налога с 15 мая на 1 июня года, следующего за отчетным (ст. 219 и 222 НК).

5.5. Увеличен срок для зачета, возврата налога.

Увеличен с 3 до 5 лет срок, в течение которого плательщик имеет право на зачет (возврат) излишне уплаченного подоходного налога (ч. 2 п. 1 ст. 223 НК).


6. НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ (глава 19 НК)

6.1. Снижены налоговые требования к «долгостроям» и неэффективно используемым объектам.

(i) С 1 января 2019 года налог на недвижимость не уплачивается в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства (ст. 227 НК).

(ii) В отношении введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), по которым были превышены сроки строительства, установленные проектной документацией, разрешено применение льготы по уплате налога в течение года с даты приемки в эксплуатацию (пп. 1.13 п. 1 ст. 228 НК).

(iii) Отменено право местных органов власти увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.

6.2. Пятилетняя налоговая льгота по вновь введенным объектам.

В рамках повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в отношении возведенных после 1 января 2019 года капитальных строений (зданий, сооружений) для плательщиков-организаций предусмотрено установление пониженных ставок налога на недвижимость на 4 (четыре) года, начиная со второго года после их приемки в эксплуатацию с плавным увеличением ставки к четвертому году (пп. 1.1. п. 1 ст.230 НК).

Год с даты введения в эксплуатацию
Ставка налога
Первый
Полное освобождение
Второй
0,2%
Третий
0,4%
Четвертый
0,6%
Пятый
0,8%


7. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ (глава 20 НК)

7.1. Отменен десятикратный налог.

С 1 января 2019 года отменен 10-кратный земельный налог в отношении земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению. Такие участки будут облагаться налогом с применением общих ставок земельного налога по фактическому функциональному использованию. Суммы земельного налога, уплаченные по таким участкам, не включаются в состав затрат, учитываемых для целей налога на прибыль.

Положения об отмене 10-ти кратного налога будут применяться в том числе по земельным участкам, срок возврата по которым наступил до 1 января 2019 года, а факт невозврата выявлен в 2019 году.


8. УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР (глава 28 НК)

В Кодекс включены положения, содержащиеся в Указе Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 года № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» об однократности уплаты утилизационного и о неуплату сбора в отношении шасси. Так, для целей взимания утилизационного сбора шасси не относится к транспортному средству (п. 2 ст. 301 НК). Не рассматриваются как объект обложения сбором транспортные средства, переоборудованные на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства или шасси, в отношении которого в Беларуси ранее был уплачен утилизационный сбор.


9. УСН (глава 32 НК)

9.1. Увеличен порог для применения УСН.

Увеличены предельные критерии валовой выручки: для организации — 1 949 208, для ИП — 420 000 руб. (ст. 327 НК).

9.2. Изменены условия перехода на УСН.

Перейти на применение УСН вправе:

— организации, чья валовая выручка нарастающим итогом за первые 9 месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение УСН, не превышает 1 465 565 бел. рублей, и численность работников составляет не более 100 человек;

— ИП, у которых валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение УСН, не превышает 315 000 бел. рублей.

Важно! Переход на УСН с 1 января 2019 г. осуществляется с соблюдением критериев, установленных п. 13 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении», а именно: размер валовой выручки не должен превышать для организаций — 1 391 800 рублей, а для ИП — 152 000 рублей.

9.3. Расширен круг лиц, имеющих право применять УСН.

(i) Право применять УСН предоставлено унитарным предприятиям, собственником имущества которых является некоммерческая организация.

(ii) Снят запрет на применение УСН организациями, в которых доля участия некоммерческих организаций Республики Беларусь в их уставном фонде более 25 процентов.

(iii) Из перечня лиц, которые не вправе применять УСН, исключены субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазины, а также оказывающие услуги, связанные с размещением на интернет-сайтах информации об интернет-магазинах.

9.4. По-прежнему не в праве применять УСН (п. 2, ст.324 НК):

(i) коммерческие организации, более 25% акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит:

— одной или в совокупности нескольким другим организациям (за исключением некоммерческих организаций Республики Беларусь);

— Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).

(ii) коммерческие организации и ИП, сдающие в аренду (передающие в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющие в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

(iii) коммерческие организации и ИП, реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое).

(iv) коммерческие организации и ИП, осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).

Если интересующий вас вопрос не нашел отражения в приведенном обзоре, будем рады ответить на него дополнительно. С уважением, Команда SBH Law Offices и руководитель налоговой практики, советник Наталья Звороно.

«Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ» (SBH Law Office) — одна из крупнейших в Беларуси команда адвокатов и юристов с двадцатишестилетним опытом профессиональной практики. Офисы в Минске, Киеве и Лос-Анджелесе оказывают высококачественную юридическую помощь в таких сферах как: банки, финансы, страхование, недвижимость и строительство, разрешение споров, международный арбитраж, транспорт и логистика, IT, финтех, hardware и др.

Экспертиза SBH Law Office подтверждена международными юридическими рейтингами IFLR1000, Chambers and Partners, The Legal 500, WWL, Best Lawyers и др.