Правительства Беларуси и России договорились о разработке и организации в Беларуси серийного производства легкого двухмоторного многоцелевого самолета, который, по-видимому, должен заменить чешский самолет L-410.
О решении начать совместное производство самолетов сообщил премьер-министр Беларуси Роман Головченко, выступая на сессии выставки «Иннопром-2023» в Екатеринбурге. Он не назвал точно модель самолета, но рассказал, что опытно-конструкторскую работу планируется осуществить за три года, а выпустить самолет намечено через 4–5 лет.
Производство будет организовано в рамках выполнения межведомственной программы по сотрудничеству между двумя странами в области авиастроения, которая была подписана в ходе выставки председателем Государственного военно-промышленного комитета РБ.
Руководители Уральского завода гражданской авиации и белорусского ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» подписали план мероприятий по реализации данного проекта.
Как сообщил статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов, на 558-м Авиационном ремонтном заводе в Барановичах планируется запустить производство 19-местного турбовинтового самолета.
По-видимому, речь идет о разрабатываемом на Уральском заводе гражданской авиации российском аналоге чешского турбовинтового самолета L-410, в котором как раз 19 мест для пассажиров. Новый самолет разрабатывается на базе легкомоторного однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал».
Выбор модели самолета, который планируется начать производить в Беларуси, оказался неожиданностью, так как ранее сообщалось о других вариантах. В частности, посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой заявлял о возможности организации сборки военного Су-25. А вице-премьер РФ Денис Мантуров говорил о производстве машин малой гражданской авиации «Ладога» и «Байкал».
В России уже пытались организовать производство самолетов L-410, и даже наладили его сборку на Уральском заводе гражданской авиации. Однако значительная часть комплектующих по-прежнему импортировалась из Чехии.
В 2022 года поставки запчастей полностью прекратились, в связи с чем производство самолетов в России было остановлено. Возникли проблемы и с их ремонтом.
О том самолете, который планируется производить в Беларуси, можно судить по параметрам последней модификации самолета L-410. Он имеет сравнительно высокую скорость (до 417 км/ч), его максимальная высота полета — 6 км, а дальность полета до 2,57 км.
Самолет неприхотлив в эксплуатации, может взлетать и садиться на небольших аэродромах, и ему не требуется бетонная взлетно-посадочная полоса. Длина самолета всего 14,5 метра, высота — около 6 м., а размах крыльев — 19,5 метра.
Ширина пассажирского салона — около двух метров. Он используется не только как пассажирский, но и транспортный, транспортно-десантный и тренировочный. То есть военные также заинтересованы в производстве белорусско-российского аналога L-410, что гарантирует финансирование его разработки и производства.
Потребность в подобном авиатранспорте в РФ очень высока: стране ежегодно требуется несколько сотен самолетов, рассчитанных на число пассажиров от 4-х до 19-ти.