Провал они оправдали тем, что "разгружают" будущий год. Целый год, несмотря на рост цен, мы все держали под контролем, а в последний момент вдруг утратили власть над ценами.
Примерно так разворачивалась ситуация с инфляционными прогнозами по версии чиновников.
"В 12% мы уложимся, без сомнения", - пророчествовал министр экономики
Николай Снопков в марте, когда инфляция за два месяца набрала уже 4,3%.
"Есть все расчеты на то, что инфляция будет выдержана", - в июне внушала то ли журналистам, то ли самой себе глава Нацбанка
Надежда Ермакова, делая упор на то, что залог успеха - в жесткой монетарной политике.
Прозрели к ноябрю...
Реплика о расчетах тогда прозвучала отголоском на слова председателя Национального статистического комитета
Владимира Зиновского, который еще в середине июня забил тревогу: цены растут слишком быстро, и для того чтобы вписаться в годовой прогноз, необходимо удерживать среднемесячный уровень инфляции в пределах 0,7%. В борьбе за драгоценные проценты Белстат даже пересмотрел методику: стал учитывать рост коммунальных тарифов с лагом в один месяц, мотивируя это тем, что население оплачивает счета с отсрочкой.
Не удержали. Не смогли. Признать это у власти хватило мужества только глубокой осенью, когда уже было доподлинно известно: в 12-процентный потолок страна уперлась по прошествии 10 месяцев. И сразу же его пробила: на конец ноября инфляция достигла 13,8%.
"Инфляция в этом году составит 15-16%, - внес поправку в макропрогноз Н. Снопков на ноябрьской встрече с депутатами парламента.
- Это обусловлено прежде всего сокращением бюджетного и перекрестного субсидирования".
Министр расшифровал: выполнить предусмотренный макропрогнозом план не удалось из-за резкого подорожания услуг ЖКХ и транспорта, роста акцизов на нефтепродукты и цен на пшеницу. Так, цены на пшеницу, по его словам, в 2013 году выросли на 80%, арендная плата - на 59%, притом что правительство предусматривало ее рост только на 20%. Кроме того, инфляцию подстегивали товары, которые не входят в перечень, регулируемый государством.
Медвежьи услуги.
Необходимость выполнять индикативные показатели для получения последнего транша кредита АКФ ЕврАзЭС заставила правительство не щадить население. Почти каждый месяц какая-нибудь услуга ЖКХ дорожала: то тепло, то газ, то вода, но чаще всего - электроэнергия. В результате электричество за 11 месяцев выросло в цене почти в 2 раза (на 97,6%). Газ стал дороже на 32%, вода - почти на 15%. В целом жилищно-коммунальные услуги к декабрю подорожали на 36,7%, и это самый "тяжелый" компонент в структуре инфляции.
Чуть меньше "весил" транспорт - 33,7%. Едва ли белорусы помнят другой такой стремительный взлет платы за проезд в общественном транспорте. В начале года талончик в Минске стоил 1.700 BYR, в декабре - уже 3.000 BYR. Рост составил ни много ни мало 76%. В автобусах пригородного сообщения тарифы поднялись на 30%, международного - на 22%.
Но не только автобусы и метро вытягивали дополнительные деньги из кошельков граждан. В течение года мощно и планомерно повышала цены Белорусская железная дорога. Поезда межрегионального сообщения теперь возят пассажиров на 83% дороже, чем год назад, регионального экономкласса - на 50%.
Связь за 11 месяцев подорожала на 41%, но тут надо помнить, что почти половину этого прироста составил НДС, льгота по которому для физических лиц была отменена с 1 января 2013 года.
Для родителей маленьких детей источником постоянного стресса были детские сады. За год плата в них почти удвоилась (плюс 91,4%). Если в декабре прошлого года один "детодень" (термин Белстата. - Прим. авт.) стоил 5.618 BYR, то в ноябре цена подобралась к 11.000 BYR.
Родителей студентов в напряжении держали вузы. Их услуги подорожали пусть и не так сильно, но все же ощутимо - на 18,6%.
К слову, не только учиться, но и обогащаться культурно стало куда накладнее. Билеты в театр, например, за январь - ноябрь подорожали на 35%, а в кинотеатр - и вовсе на 75%. Если год назад, по данным Белстата, сходить в кино можно было в среднем за 8.465 BYR, то в октябре - за 14.820 BYR.
Так и было задумано.
На фоне услуг, которые по-медвежьи (общий рост на 32,6%) в этом году услужили макропрогнозу, влияние товаров оказалось куда менее значительным. Так, продовольствие за 11 месяцев в целом подорожало на 10,9%, непродовольственные товары - на 6,8%. Но и в этих категориях были свои шоковые компоненты.
Среди продуктов питания это прежде всего плохо уродившийся картофель (+72%), мука пшеничная (+42%) и макаронные изделия (+23%). Алкоголь и табачные изделия из-за роста акцизов подорожали соответственно на 20 и 57%.
Среди непродовольственных товаров лидером стали ГСМ. Только в январе - декабре бензин прибавил 21%, и это без учета 2-процентного декабрьского подорожания топлива.
А вообще, оказывается, так и было задумано. "Мы осознанно на все это пошли, чтобы разгрузить 2014 год", - признав провал по инфляции, раскрыл глаза депутатам на его причины Н. Снопков.
В следующем году правительство взяло на себя обязательство уложиться в 11%. И, как всегда, этот прогноз расходится с оценками извне. Так, например, Минэкономразвития РФ пророчит, что ослабление белорусского рубля в будущем году приведет к инфляции 20-21%.
Отечественным экспертам, конечно, виднее, чем зарубежным. Но в 2013 году именно внешние прогнозы по инфляции оказались наиболее точными. Так, ее уровень 15% на конец 2013 года предсказывал нашей стране "Макромонитор СНГ", опубликованный аналитическим управлением Евразийского банка развития. Такой же показатель вывел Всемирный банк в годовом обзоре экономики Беларуси.
Обещания правительства о том, что, "разгрузившись" в 2013 году, удастся удержать прогнозную форму в 2014-м, к сожалению, убеждают плохо.
Потому что все те искушения, с которыми оно не смогло бороться минувшие месяцы - "коммуналка", транспорт, ГСМ, акцизы на сигареты и алкоголь, - будут его преследовать и в будущем. Услуги ЖКХ, как известно, прибавят президентские 5 USD уже с 1 января.
http://www.belmarket.by/