Для Беларуси угроза девальвации просто перезрела — белорусский рубль существенно переоценен

Не работает экономика «по Самуэльсену». Не слушается она либеральных мантр. Как ни убеждали они мир, что приток иностранного капитала - большое благо и путь к счастью стран и народов, но любой кризис оттоком этого капитала легко обрушивает доверившиеся ему страны.

Как ни уговаривали поверить во всемогущество «невидимой руки рынка», так и не могут объяснить, почему эта рука всегда помогает только Западу. Как ни пытаются либералы приучить, что деньги — сами по себе, а экономика — сама по себе, жизнь этот тезис не подтверждает.

Сегодня волна девальваций катится по всему миру. За последние месяцы только из крупных экономик на девальвации пошли Индия, Бразилия, ЮАР, Турция. Похоже, настал черед и постсоветских стран.

Вслед за Россией (девальвация на 6%) о девальвации на 20% объявил и Казахстан. Для Украины и Беларуси угроза девальвации про сто перезрела: их валюты давно существенно переоценены.

Причем, что характерно, любимая формула либералов, которые высчитывают «оптимальный» курс, деля золотовалютные резервы (ЗВР) на массу денег в обороте, явно не работает: в перечисленных странах это соотношение отличается в разы.

Взаимная торговля всех этих стран не настолько существенна, чтобы можно было говорить об «эффекте домино». Тем не менее на девальвацию пошли все. И если для Индии, Бразилии была существенная угроза падения уровня ЗВР, и для России, и для Казахстана такой видимой угрозы не было.

В девальвации импорт дорожает всегда. А небиржевой экспорт дешевеет только в пределах добавленной в стране стоимости. В России, Казахстане себестоимость их биржевого экспорта упала незначительно. А небиржевого экспорта почти нет. Так что выигрыш для внешней торговли для них иллюзорен. А снижение потребления — вполне конкретно.

Для всех перечисленных выше стран существенным оказалось не сбалансирование спроса и предложения на рынке валюты, а ограничение потребления и рост накоплений.

А вообще — стоит обратить внимание на пример ЕС и Китая. Сколько США долларов ни печатали, курс евро и юаня к доллару был стабилен или почти стабилен. Уж слишком была важна их стабильность для стабильности торговых отношений на ключевом для них рынке.

А у нас, как известно, свой курс. В котором политические последствия недовольства населения девальвациями много важнее, чем экономическая целесообразность. Поэтому поддержание «почти стабильного» курса доллара обошлось стране в 2013г., по данным российской прессы, в $1,5 млрд. За чей счет они оплачены?

Поэтому поддерживается заведомо заниженный курс доллара. Реально каждому покупателю доллара государство доплачивает (или возвращает, если угодно) Br4-5 тыс. За чей счет?

Поэтому, чтобы деньги не бежали за валютой, поддерживаются дурацкие ставки по депозитам. Кому (за депозитами населения прячутся и крупные игроки, на сотни миллионов долларов) и за что платим? И за чей счет?

Чтобы выклянчить очередной кредитик под нужды государства (в т.ч. на нужды безмерно раздутого бюрократического аппарата), Нацбанк, по требованию кредиторов проводит так называемую «жесткую кредитно- денежную политику». Которая разрушает наш экономический потенциал и препятствует модернизации. Кто будет возвращать эти кредиты?

Во всем мире курс нацвалюты — средство балансировать свою экономику, обеспечивая ее развитие, у нас — политически обусловленная самоцель. Ради достижения которой не жалко гробить свою экономику, лишая ее будущего.

Особенно непонятна ситуация с Россией: вице-премьер Игорь Шувалов прямо предупредил, что курс доллара будет плавать, удерживать его никто не будет.

В конце прошлого года в России шли бурные дебаты об оптимальном курсе. Сторонники реиндустриализации требовали ослабить рубль, массированных инвестиций. Финансовый и торговый капитал, наоборот, требовал укрепления рубля.

Похоже, руководство страны выбор сделало, определив как приоритет реиндустриализацию. Правда, пока экономика страны никак не реагирует на финансовые манипуляции властей: лишние деньги экономика просто отторгает, реагируя на их вброс интенсификацией вывоза капитала. Производство не растет. И тем более не растет неэнергетический экспорт. А других рецептов интенсификации экономики российские либералы и знать не хотят.

Для Беларуси существенно общее падение спроса на рынках Таможенного союза (ТС). Там, где мы конкурируем на рынках ТС с «отверточной сборкой», изменение курсов несущественно. Там, где есть конкуренты с собственным производством, потери будут. И прежде всего в продвижении продуктов питания. Но в целом вряд ли существенные: даже там мы в основном конкурируем с импортом.

Так что наш курс доллара — наша внутренняя проблема.

Практика 2011г. показала, что эффект от девальваций очень краткосрочный. Наша проблема не в курсе доллара или кредите для затыкания очередных дыр: при такой политике дыры будут возникать вновь и вновь.

Проблема в необходимости срочных структурных реформ и модернизации экономики. И тратить скудные ресурсы страны на поддержание искусственного курса рубля — преступление перед будущим.

Источник: http://www.belgazeta.by/

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Аналитика