Беларусь и Литва готовятся к транспортной войне

Если Литва запретит поставки белорусской продукции на внешние рынки через Клайпедский порт, то Беларусь может ограничить транспортировку грузов между Литвой и Украиной.

Об этом ещё 22 декабря сообщил Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что взаимный товарооборот Украины с Литвой составил в этом году около трех миллионов тонн грузов, которые транспортируются через Беларусь. И в случае, если литовцы ограничат транзит белорусских товаров, РБ может запретить эти транспортировки.

Проблема с транзитом белорусских грузов возникла в связи с тем, что Литовские железные дороги продолжили перевозку калийных удобрений из РБ после 6 декабря, когда вступили в силу санкции США, запрещающие проведение операций с Беларускалием.

Однако это запрет не распространяется на основные виды калийных удобрений и контракты, заключенные до 25 июня 2021 года. А договор между Lietuvos gelezinkeliai и Беларуськалием действует до конца 2023 года.

К тому же, Литовские железные дороги взяли у белорусских калийщиков предоплату, поэтому в случае прекращения перевозок им грозят штрафные санкции, в связи с чем компании грозит банкротство.

Торговая война между Беларусью и Литвой

Тем не менее, правительство Литвы приняло решение, что транзит надо остановить.

Правительственная комиссия по проверке сделок стратегических предприятий пришла к выводу, что договор Литовских железных дорог с Беларуськалием и изменения в нем представляют угрозу для безопасности Литвы. А Министерство транспорта Литвы подготовило проект закона о запрете транзита белорусских товаров.

Как сообщил председатель правления Литовских железных дорог Кястутис Шлюжас, вероятнее всего, грузы Беларуськалия перестанут перевозить через Литву с 1 апреля 2022 года.

В то же время, официальный представитель Белорусской калийной компании Ирина Савченко сообщила, что санкции США не запрещают Литовским железным дорогам перевозить белорусские удобрения, но Литва уже препятствует транзиту, из-за чего БКК терпит многомиллионные убытки.

Она отметила, что в случае введения полного запрета, Беларускалий обратится в суд, так же как и покупатели ее продукции, которые понесут убытки из-за действий правительства Литвы.

Ирина Савченко подчеркнула, что в этом случае сумма претензий достигнет миллиардов евро. Она также отметила, что остановка транспортировки белорусских грузов усугубит ситуацию с голодом в мире.

О других возможных ответных мерах со стороны РБ сообщил премьер-министр Беларуси Роман Головченко. Он заявил, что белорусская сторона прогнозировала действия Литвы, и готовилась к ним с мая—июня текущего года.

Роман Головченко рассказал, что белорусский экспорт в Литву составляет около 1 млрд. долларов, причем это, в основном, сырье и материалы, которые приобретают литовские компании для последующей переработки, типа полимеров и продукции деревообработки. Поэтому если белорусская сторона отправит эти товары на другие рынки, у литовского бизнеса возникнут серьезные проблемы.

Ранее Роман Головченко ранее заявлял о переговорах с российской стороной по транспортировке калийных удобрений через российские порты.

Однако это вряд ли реально в ближайшее время, так как объемы экспорта очень велики, и инфраструктура в РФ пока, похоже, просто не готова для перевалки такого объема грузов. Поэтому в Беларуси так сильно нервничают из-за перспективы остановки транзита через Литву.

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

В Беларуси В мире