Минфин ежемесячно отчитывается о перечислении многомиллионных порций американских долларов на счет Международного валютного фонда (МВФ) во исполнение своих обязательств по кредиту стэнд-бай.
Однако в ближайшие полгода-год платежеспособность Беларуси может резко упасть, если не будут предприняты кардинальные меры по поиску дополнительных источников финансирования.
Натекущий и последующий годы приходится пик выплат по госдолгу Беларуси. Только в 2013г. государству необходимо откуда-то изъять более $3 млрд. и передать их внешним кредиторам. Львиная часть этой суммы ($1,7 млрд.) приходится на кредит стэнд-бай от МВФ - организации, с которой не стоит портить отношения ни в коем случае, т.к. в скором времени деньги нашей стране могут понадобиться вновь. А Россия, в свою очередь, к деньгам начинает относиться ревниво и требует приватизации, которой Александр Лукашенко проводить не собирается.
«Ни удерживать, ни девальвировать, ни национализировать, ни приватизировать», - заявил он на последней встрече с главой Нацбанка Надеждой Ермаковой. Поэтому менее требовательный МВФ для белорусских властей привлекательней.
Со стороны международного кредитора поступают два сигнала: один - явный, другой - подразумеваемый. Тот, который на поверхности, касается проведения реформ в экономике, которые, как белорусские власти уже поняли, можно не до конца претворять в жизнь. Второй касается демократических преобразований.
Хотя он не афишируется, но подразумевается, т.к. в совете директоров МВФ все-таки сидят свободолюбивые американцы. Если стране действительно понадобятся деньги, Лукашенко может пойти и на этот шаг. Тем более что все прекрасно помнят период демократического потепления в преддверии президентских выборов 2010г.
Чтобы не портить отношения, белорусский Минфин за неполные 7 месяцев т.г. перечислил на счет МВФ $871,7 млн. На II полугодие к выплате остается еще почти $850 млн. К этим миллионам прибавляются небольшие платежи по долгу Сбербанка России и другим внешним госзаимствованиям, что увеличивает сумму более чем в 2 раза. Здесь и кроется основная проблема.
СПРАВКА «БелГазеты». По данным Минфина, во исполнение обязательств по кредиту стэнд-бай Беларусь в январе перечислила МВФ $183,1 млн., в марте - $82,2 млн., в апреле - $261,8 млн., в июне - $166 млн., в июле - $178,6 млн.
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ
Достаточно большая сумма оставшихся платежей должна чем-то покрываться. На сегодняшний день внешние рынки не позволяют добывать большие объемы инвалюты, наоборот - объемы экспорта за I полугодие сократились почти на четверть. Не помогают и новые экспортные рынки Латинской Америки, Южной Африки и азиатского региона: низкая платежеспособность с малой емкостью внутренних рынков, а также незнание белорусской продукции.
Сложности возникают не только на внешних границах, но и внутри самой страны. Как сообщила Ермакова на последней пресс-конференции, за 10 дней июля белорусы перевели с депозитов в нацвалюте на вклады в инвалюте более Br1 трлн. и еще $130 млн. оставили на руках. Это серьезный удар по финансовой системе страны, с учетом того, что за прошлый месяц вклады в рублях просели только на Br71 млрд., а ранее в этом году они только прирастали.
Однако уже через неделю глава Нацбанка, отчитываясь президенту о состоянии банковского сектора, заявила, что в стране все стабильно и всего хватает. Правда, за этими словами скрывается сокращение золотовалютных резервов, которое Нацбанк попытался скрыть за счет нехитрых манипуляций с методологией подсчета, переведя нерезервные активы в резервные.
Таким образом, золотовалютные запасы страны, рассчитываемые в соответствии с методологией МВФ, сократились только на $9,5 млн., не опустившись ниже психологического барьера в $8 млрд. В то же время запасы в национальном определении сразу же сократились на $404,9 млн., в основном за счет уменьшения запасов инвалюты.
Получается, валютные запасы страны постепенно тают, а Нацбанк старается любыми способами завуалировать этот процесс и не поднимать паники, т.к. понимает, что население с его огромными счетами в белорусских рублях в банках представляет реальную угрозу. Но почему-то об этом никто не думал, когда административным ресурсом стимулировал зарплату и расширял денежную массу быстрыми темпами, начиная с прошлого года.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЛАН НЕ СОВСЕМ УДАЛСЯ
В начале года замминистра финансов Максим Ермолович объяснил, каким образом Беларусь будет рассчитываться с кредиторами. Для начала будут использованы средства для погашения процентов, которые заложены в бюджете. Действительно, согласно данным закона «О республиканском бюджете на 2013г.», на обслуживание внешнего госдолга должно быть направлено Br7,04 трлн.
С учетом курса рубля по отношению к доллару (Br8950 за $1), заложенного в бюджете, этой суммы хватает только на покрытие процентных выплат по основному долгу. И, судя по всему, эти деньги уже закончились.
Оставшиеся $2,39 млрд., по мнению Ермоловича, должны были быть получены с помощью заимствований на внутреннем рынке ($0,3 млрд.), запланированных поступлений от антикризисного фонда ЕврАзЭС ($1,3 млрд.) и на внешних рынках с помощью очередных заимствований ($0,5 млрд.).
ЕврАзЭС любезно перечислил в I полугодии $880 млн. и оставшиеся $440 млн. должны поступить до конца года. Новых заимствований у российской стороны пока не ожидается, хотя не так давно Лукашенко высказывался о возможности привлечения очередного кредита в размере $2 млрд. Но до сих пор никаких реальных фактов расширения российской щедрости не наблюдается.
Зато Китай, по словам главы Нацбанка, предоставил средства для «поддержания золотовалютных резервов». Судя по всему, Ермакова говорит о китайском кредите в $80 млн., который привезла с собой белорусская делегация во главе с Лукашенко после поездки в Китай. Деньги не большие. Хотя во времена голода и хлебные крошки спасают.
Но занять на внешних рынках много не удастся: внешний госдолг на 1 мая составил $12,4 млрд. С начала года соотношение внешнего госдолга к ВВП увеличилось на 0,2 п.п. и на 1 мая составило 19,2% (при пороговом значении в 25%). За полгода властям удалось улучшить этот показатель экономической безопасности страны, поскольку на 1 декабря 2012г. он был на уровне 22,7% ВВП.
Это было достигнуто за счет нехитрой стратегии, которая, правда, может привести к рискам внутренней неплатежеспособности государства перед своим населением и коммерческими банками. Но кого это сейчас волнует? Внешний госдолг был перенесен на внутренний с помощью валютных облигаций и других заемных инструментов Минфина и Нацбанка. Это позволило собрать с населения и банков уже почти $1 млрд. А поскольку пороговое значение по внутреннему госдолгу в 20% ВВП еще далеко (сейчас соотношение внутреннего госдолга к ВВП на уровне 9%), заимствовать на внутреннем рынке можно долго.
В запасе отечественных полисимейкеров есть еще несколько вариантов добыть валюту для страны.
Первый - евробонды, доходность по которым снижается и становится привлекательным источников заемных средств для Беларуси.
Второй - Россия, которая жаждет приобрести белорусские активы в свою копилку.
Третий - привлечение в страну инвесторов с выделением им льготных условий работы. По какому пути идти, правительству необходимо решить уже в ближайшее время, чтобы не подвергнуть всю систему очередному шоку.
http://www.belgazeta.by/