Банки расскажут налоговой о ваших покупках за границей

В Беларуси с 1 мая в банки, процессинговые центры и платежные системы обязаны по запросу передавать в Министерство по налогам и сборам РБ сведения о платежах, которые осуществляют жители страны в адрес зарубежных онлайн-компаний.

Это касается операций, связанных с приобретением товаров или услуг через предприятия, занимающиеся электронной торговлей или предоставляющих электронные услуги. Кроме финансовых структур, сведения налоговым органам будут предоставлять операторы электросвязи и интернет-провайдеры.

Порядок и содержание предоставляемой информации определен постановлении МНС № 15 от 24 марта 2025 года, которое вступило в силу с 1 мая. Должны быть приведены наименования зарубежных продавцов и поставщиков услуг, суммы, количество и валюта проведённых платежей, данные о возвратах денежных средств, а также идентификаторы интернет-ресурсов, с которых велась продажа.

Сбор такой информации организован не для того, чтобы установить контроль за физическими лицами, а ради получения данных о продажах иностранных компаний жителям РБ.

Это позволит белорусским налоговым органам отслеживать сколько зарубежные компании зарабатывают в Беларуси и контролировать уплату ими налогов в нашей стране.

Ранее прямой информации об этом у налоговиков не было, хотя с 1 апреля 2024 года субъекты хозяйствования из государств-членов ЕАЭС при оказании услуг в электронной форме физическим лицам из Беларуси обязаны встать на учет в минской инспекции МНС, а также производить исчисление и уплату НДС в бюджет РБ.

Налоговая узнает о ваших покупках за границей, ей расскажут банки

Контроль за иностранными продавцами товаров и услуг позволит увеличить поступления в бюджет Беларуси. Речь идет о значительных суммах. В 2023 году оборот интернет-торговли в стране достиг 5,2 млрд. рублей, что соответствует 8,1% розничного товарооборота в стране.

На белорусском рынке доминируют Wildberries, Ozon и 21vek.by, причем доля российских маркетплейсов быстро растет.

В частности, Ozon в 2023 году увеличил оборот в Беларуси в 2,5 раза, а число покупателей из РБ у него увеличилось на 74%. В 2024 году число белорусских клиентов выросло более чем в 1,5 раза, а покупатели из Беларуси приобрели в 2,5 раза больше товаров.

На Wildberries в 2024 году спрос на товары со стороны жителей Беларуси вырос на 81%. А жители Минска стали покупать на 91,8% больше. В Гродно увеличили покупку товаров на 90%, а в Могилеве и Бресте на 85,5%.

Самыми популярными оказались автомобильные товары, спрос на которые вырос на 140%. На втором — одежда (рост на 95%), на третьем — белье (88%).

За ними следуют обувь (87%), продукты питания (82%), текстиль для дома (78%), аксессуары (63%), игрушки (57%), посуда и инвентарь (54%) и парфюмерия (52%).

На Wildberries растут также и продажи белорусских товаров за рубежом, но не так быстро, как покупки в Беларуси.

Количество зарегистрированных поставщиков из Беларуси на маркетплейсе увеличилось на 17,2%, а товаров белорусского производства было реализовано больше на 44%. В России рост составил 41%, в Казахстане — на 62%, а в Кыргызстане — на 124%.

Наибольшей популярностью из товаров, произведенных в Беларуси, за рубежом пользуются одежда, косметика и парфюмерия, белье, текстиль для дома, продукты и отделочные материалы, товары для садоводства, игрушки, мебель для сна и посуда и инвентарь.

Поделиться публикацией: