Президент Турции Тайип Эрдоган 20 декабря объявил о введении чрезвычайных мер, которые должны спасти лиру от девальвации, после чего курс доллара примерно за час рухнул с 17,8 лиры до 14,7 лиры за доллар.
Не будет большим преувеличением сказать, что весь мир сейчас следит за экспериментом, который проводит в Турции ее президент. Он решил, что для поддержки экономики требуется снизить ставки по кредитам и заставил Центральный банк страны сделать это.
Экономику это поддержало: темпы роста ВВП в текущем году ожидаются на уровне 9,9%, а в 2022 году — 4,1%.
Однако финансовый рынок впал в панику, так как инвесторы начали выводить средства из Турции, что привело к девальвации лиры и рекордной инфляции, достигшей в ноябре 21%. В понедельник 20 декабря доллар подорожал до рекорда — 18,2 лиры с 7,3 лиры в начале года.
Центробанк Турции время от времени пытался задержать падение лиры, на что потратил, по оценкам экспертов уже около 6 млрд. долларов. Однако его чистые резервы в валюте невелики и составляют в настоящее время около 22,4 млрд. долларов. Но это без учета
Тем не менее, Тайип Эрдоган не собирается менять свою политику, которую он объявил началом новой эры в экономике, и в его действиях есть логика. Формально он исходит из требований ислама, который вообще запрещает брать проценты.
Кроме того, имеются и рациональные аргументы: он считает, что низкие процентные ставки привлекут иностранных инвесторов, которые отроют в Турции производство, что приведет к росту благосостояния жителей страны. Именно так, по его мнению, выросла экономика Китая.
Свои взгляды он стремится реализовать уже с 2018 года, и за это время, пытаясь заставить руководителей Центробанка снижать ставки, уволил четырех руководителей. Однако на валютном рынке постепенно нарастала паника, и 20 декабря 2021 года президент объявил о чрезвычайных мерах.
В частности, он пообещал, возмещать убытки владельцам банковских вкладов в лирах, если турецкая валюта подешевеет на величину, которая превысит проценты по депозитам. Это должно предотвратить конвертацию вкладов в национальной валюте в доллары.
Кроме того, правительство застрахует валютные риски экспортеров, снизит ставку подоходного налога на инвестиции в номинированные в лирах облигации с 10% до нуля, а также и увеличит размер собственных взносов в рамках системы софинансирования пенсии с 25% до 30%.
Это объявление и привело к резкому укреплению лиры против доллара.
В правительстве Турции ожидают, что первые результаты новой политики будут ощутимы уже через шесть месяцев.
Однако независимые эксперты предсказывают скачок цен до 30% и выше. К тому же ставки турецкого Центробанка по мировым меркам остаются высокими. Так, на аукционах недельного репо, на которых коммерческие банки заимствуют деньги у ЦБ, ставка составляет 14% годовых, и это при том, что на прошлой неделе она была снижена с 15%.
В росте цен Тайип Эрдоган обвиняет не низкие ставки, а спекулянтов. В частности, автомобильные дилеры были обвинены в отказе выставлять автомобили на продажу в целях взвинчивания цен. И действительно, такое явление имело место. В результате специальной операции в Турции были задержаны около 200 сотрудников автомобильных компаний.
В успех турецкого эксперимента мало кто верит. Международное рейтинговое агентство S&P снизило прогноз суверенного рейтинга Турции до негативного. А стратег по развивающимся рынкам Société Générale Фени Кален считает, что действия турецкого Центробанка полностью лишены смысла, и страна получит гиперинфляцию и долларизацию. Но будущее покажет, кто прав.
Поделиться публикацией: