На фоне ухудшающихся показателей финансовой устойчивости о девальвации заговорили не только эксперты, но и власть.
"Белорусский рубль под промышленность девальвироваться не будет. Белорусский рубль будет или укрепляться, или ослабляться в зависимости от спроса и предложения", - заявил Александр Лукашенко, посещая 6 сентября ОАО "Мотовело" в Минске.
"Никакой искусственной девальвации, чтобы вам жизнь облегчить и экспорт улучшить, не будет. Я страну не могу бросить под ноги пяти директорам, которые у вас сегодня ни черта не делают", - пояснял президент суть своего требования о недопустимости искусственной девальвации.
Вместе с тем возможность
"естественной" девальвации он не отрицал, подчеркнув, что в последнее время белорусский рубль немного ослаб.
"Это железная задача Национальному банку: ни в коем случае ничего искусственно не сдерживать и не тратить золотовалютные резервы. Это святое! Я не могу запасы, которые предназначены на тяжелейшие времена и на три месяца импорта нефти, газа, лекарств, вам отдать, - отметил А. Лукашенко, обращаясь к руководителям промышленных предприятий.
- Вы производите тракторы, автомобили и прочее - идите продавайте и живите на эту валюту".
"Железная задача" ничего искусственно не сдерживать и не тратить ЗВР звучит как разрешение на плавную девальвацию.
Отметим, что она, по сути, уже идет. На прошлой неделе курс доллара преодолел отметку 9 000 BYR/USD и продолжил укрепляться.
Таким образом, по состоянию на 7 сентября белорусский рубль ослаб к доллару по сравнению с 1 января на 5,5%. При этом большую часть девальвационного пути - 4% - он прошел с начала лета. И темп ослабления белорусского рубля имеет пока тенденцию к ускорению.
В этот тренд укладывается и заявление президента о неприкосновенности резервов на фоне их снижения. По оперативным данным Нацбанка, золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении МВФ сократились в августе на 214,9 млн. USD и на 1 сентября составили 7,712 млрд. USD в эквиваленте.
В национальном определении объем ЗВР также сократился, правда, в меньшей степени - на 135 млн. USD - и составил 8,43 млрд. USD.
"На снижение объема золотовалютных резервов оказало влияние погашение правительством и Нацбанком внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме", - сообщили в Нацбанке. При этом там отметили и наличие факторов, которые поддержали уровень резервов, в частности, рост цен на золото, а также размещение валютных облигаций Минфином на внутреннем рынке.
То есть если бы не это, ЗВР снизились бы еще больше. Между тем уже по итогам июля резервы опустились ниже психологической отметки - 8 млрд. USD. На начало года они составляли 8,1 млрд. USD, что обеспечивало 2 месяца импорта. Глава Нацбанка Надежда Ермакова не раз заявляла в этом году, что главная задача - удержать ЗВР на уровне выше 8 млрд. USD и поддерживать их на отметке двухмесячного импорта. При этом в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на текущий год Нацбанк планировал увеличить их за год на 0,3-0,7 млрд. USD.
В настоящее время выполнение этих планов кажется весьма сомнительным, так как даже в случае получения последнего транша Антикризисного фонда ЕврАзЭС (440 млн. USD) не удастся нарастить резервы до 8,4 млрд. USD без получения дополнительных кредитов или доходов от приватизации.
Но и получение последнего транша в связи со снижением ЗВР может оказаться под вопросом: в последнем письме о намерениях правительство и Нацбанк взяли на себя обязательство обеспечить на 1 октября ЗВР, которые покрывали бы 2,1 месяца импорта.
Пока более реальным кажется сценарий, написанный белорусской экономике другим кредитором - Международным валютным фондом. В своем последнем докладе по Беларуси МВФ прогнозировал, что к концу 2013 года золотовалютные резервы Беларуси составят 6,9 млрд. USD, или 1,5 месяца импорта.
При этом сальдо счета текущих операций МВФ оценивал на уровне минус 3,8 млрд. USD по итогам года.
Вместе с тем этот показатель, который оказывает основное давление на валютный курс, скорее всего, будет "перевыполнен", если Беларусь не найдет источников погашения дефицита текущего счета до конца года.
По данным Нацбанка, сальдо счета текущих операций за 7 месяцев уже превысило 3 млрд. USD (3.066,9 млн. USD), что составило 9,3% к ВВП.
Таким образом, мы пока идем "в графике" предкризисного 2009 года, когда по итогам года сальдо счета текущих операций превысило 6 млрд. USD, что составляло 12% к ВВП. Дефицит текущего счета тогда покрывали в том числе за счет кредита МВФ, который потребовал предварительной 20-процентной девальвации.
Отметим, что по-настоящему кризисными можно считать показатели 2010 года, когда дефицит счета текущих операций составил 15% к ВВП и превысил 8 млрд. USD при золотовалютных резервах на начало 2011 года в размере 5 млрд. USD.
Как мы помним, это все закончилось масштабным финансовым кризисом, потребовавшим двукратной девальвации для погашения накопившихся дисбалансов, а также привлечения кредита от Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ) для улучшения показателей платежного баланса, который был выдан после первого этапа девальвации 2011 года - в мае более чем на 50%.
В настоящее время мы уже попросили новый кредит от АКФ, что свидетельствует о том, что Минфин и Нацбанк также весьма настороженно относятся к текущим показателям финансовой устойчивости, которые демонстрируют тренд на ухудшение. И
не исключено, что для положительного решения вопроса о выдаче очередного кредита Беларуси придется пойти на очередную девальвацию, причем не только плавную, но и на одномоментную.
Пока эксперты АКФ не провели оценку даже текущей ситуации, зато ее озвучили представители еще одного крупного кредитора белорусской экономики - российского Сбербанка, которому, напомним, "Беларуськалий", втянутый сейчас в серьезный конфликт, должен 1 млрд. USD.
Эксперты Центра макроэкономических исследований Сбербанка России оценили вероятность валютного кризиса в Беларуси по состоянию на июнь текущего года в 59%. При этом исходя из макроэкономических прогнозов на 2013-2014 годы они ожидают увеличения вероятности валютного кризиса до 73% на конец декабря 2014 года.
Стоит добавить, что эти же эксперты по состоянию на март 2011 года оценивали вероятность валютного кризиса в Беларуси на уровне 99%.
http://www.belmarket.by/