В результате проверки Комитетом госконтроля учреждений Национальной академии наук РБ обнаружены коррупционные проявления в ряде организаций, в том числе в Объединенном институте машиностроения, занимавшегося разработкой электромобиля.
Об этом рассказал председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов.
Как заявил председатель КГК Василий Герасимов, схема хищений была примитивной, но эффективной. Часть средств, выделенных на разработку, неофициально выплачивалась девяти сотрудникам, а те возвращали половину денег руководству. Главным бенефициаром и инициатором схемы стал заместитель директора, присваивавший львиную долю.
Параллельно в институте искусственно завышали стоимость закупаемого оборудования. Яркий пример — покупка электробатареи, цену которой по указанию руководства необоснованно увеличили. После завершения работ по электромобилю коррупционеры, не мудрствуя лукаво, применили ту же схему для проекта по водородным силовым установкам.

Похожим образом действовали в Институте биохимии биологически активных соединений, в котором выплачивались премии за якобы проведенные разработки, и часть премий сотрудники возвращали директору. Кроме того, в институте оформили заказ Гродненскому медицинскому университету, но заплатили всего 20 тыс. рублей, присвоив 168 тыс. рублей.
Директор одного из филиалов НПО «Центр» платил за покровительство директору центра, а сам брал откаты от поставщиков. Он оказался коррупционером со стажем — уже ранее был осужден за взятку, когда возглавлял другой филиал. На протяжении четырех последних лет он неоднократно получал откаты за лоббирование интересов российских компаний при закупке их товаров.
Даже в детском оздоровительном лагере «Фотон» Национальной академии наук была выявлена коррупция: строители платили откаты директору для осуществления строительных работ.
Коррупция имеет место не только в научной деятельности. В Генеральной прокуратуре 25 ноября сообщили о возбуждении 16 уголовных дел по фактам системной коррупции и подкупа должностных и иных лиц в организациях перерабатывающей и энергетической отраслей. Должностные лица брали взятки за выбор конкретного предприятия в качестве поставщика продукции, а также для выполнения ряда работ, за прием в эксплуатацию электросетей
Величина взяток оказалась довольно скромной (до 2% от суммы заказа) и достигала от 300 рублей до 2 тыс. долларов. И в целом сумма похищенного таким образом составила всего 15 тыс. рублей.
Обнаруженные коррупционные схемы позволяют понять одну из причин того, что белорусский электромобиль получился таким дорогим. О нем зашла речь в ходе совещания, проведенного Александром Лукашенко с учеными Национальной академии наук.
Когда он поинтересовался судьбой проекта, глава НАН Владимир Караник сказал, что прототипы созданы, выглядят белорусские электромобили как Coolray, стоят как
Выяснилось, что в производство электромобиль не может быть запущен
Поделиться публикацией: