Магазины обяжут сообщать в Национальный банк данные о покупателях товаров в рассрочку

Правительство Беларуси планирует включать в кредитную историю физических лиц, кроме данных о всевозможного вида заимствованиях у финансовых институтов, сведения о предоставлении магазинами отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Такое положение содержится в проекте закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О кредитных историях», который 22 ноября был принят в первом чтении на очередном заседании десятой сессии Палаты представителей седьмого созыва.

В Совете Министров РБ, который внес этот проект на рассмотрение, обосновали необходимость дополнений закона целями повышения уровня защищенности субъектов кредитной истории от мошеннических действий, а также предотвращения недобросовестного использования кредитных отчетов пользователями кредитных историй.

Сейчас в кредитную историю включаются сведения о кредитных договорах, а также договорах, содержащих условия овердрафтного кредитования, договорах займа, лизинга, факторинга, договорах, предусматривающих уступку денежного требования при совершении факторинговой операции, договорах залога, гарантии, а также поручительства.

В Совмине предложили дополнить историю информацией о договорах, содержащих условие о предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. Сведения о них в Национальный банк РБ должны будут представлять юридические лица, реализующие указанные товары, работы и услуги. В частности, это СООО «Мобильные ТелеСистемы», УП «A1», ООО «ПАЛОМА СЕРВИС» и т. д.

Рассрочки тоже попадут в кредитную историю Нацбанка

Авторы законопроекта считают, что подобные сведения позволит кредиторам точнее оценивать долговую нагрузку и кредитоспособность физических лиц, а также подчеркнули, что схожее правовое регулирование имеется в законодательстве, регулирующем кредитные истории в России, Казахстане, и других странах.

В кредитную историю по-прежнему не будут включаться сведения о договорах микрозайма, обеспеченных залогом движимого имущества, которое передано во владение залогодержателю, и договорах обеспечения исполнения обязательств по ним.

Это связано с тем, что ломбарды, которые занимаются подобной деятельностью, имеют право на реализацию не востребованного заемщиком имущества и погашение своих требований к должнику после реализации такого имущества. То есть задолженность по данным микрозаймам не оказывает существенного влияния на платежеспособность субъекта кредитной истории, поэтому и внесение сведений о ней в кредитную историю не требуется.

Второе важное изменение, вносимое в закон «О кредитных историях», заключается в во введении возможности установления физическим лицом запрета на предоставление его кредитного отчета в связи с совершением (подозрением в совершении) в отношении его мошеннических действий, или по иным причинам.

Данная мера также соответствует мировой практике, и используется как защита от мошенников и самоограничение людей, имеющих разного рода зависимости.

@select_BY: Прогноз курса белорусского рубля: пауза перед новым падением

Кроме указанно проекта закона, 22 ноября в Национальном собрании РБ рассмотрели ряд других, имеющих отношение к финансовому сектору и затрагивающих интересы физических лиц.

Совет Республики одобрил законопроект «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год», в котором предусмотрено увеличение трудовых пенсий на 15%.

Поделиться публикацией: