Для обвала белорусского рубля веских оснований не появилось

Ослабление национальных валют России, Украины и Казахстана вновь поставило на повестку дня вопрос о возможности проведения разовой девальвации белорусского рубля.

Всего один месяц валютный рынок Беларуси находился в условиях относительного спокойствия - оно наступило после того, как в конце декабря 2013 года руководство России пообещало выделить РБ кредит в размере до 2 млрд. USD и были получены первые 440 млн. USD в счет этого кредита.

Но в феврале возможность девальвации снова начали обсуждать, причем это было вызвано не внутренними причинами, а внешними: в России курс рубля к доллару ослабел с начала года примерно на 8%, Украина 7 февраля объявила о девальвации гривны на 8,9%, а на прошедшей неделе и Казахстан девальвировал тенге почти на 19%.

Естественно, возник вопрос: а не последует ли Беларусь примеру соседних стран, особенно Украины и Казахстана? Чтобы ответить на него, надо разобраться в причинах, которые привели к ослаблению их валют.

Наибольшее беспокойство вызывает, пожалуй, девальвация тенге, так как произошла она неожиданно и кажется не вполне обоснованной. Совокупные международные резервы Казахстана, включающие резервы Национального банка и активы Национального фонда, куда стекаются сверхдоходы от продажи нефти, в 2013 году увеличились на 10,5% и достигли 95,2 млрд. USD. Правда, при этом положительное сальдо внешнеторгового баланса Казахстана в 2013 году сократилось на 30%, но осталось весьма впечатляющим - 33,6 млрд. USD.

Вместе с тем положительное сальдо текущего счета платежного баланса, оставаясь положительным, сократилось в 2013 году более чем в 5 раз - до 118 млн. USD, а золотовалютные резервы Нацбанка Казахстана снижаются уже второй год подряд и на 1 января 2014 года составили, 24,5 млрд. USD против 26,9 млрд. USD на начало 2013 года.


Превентивная защита.


Девальвация тенге была осуществлена неожиданно. Во вторник, 11 февраля, Нацбанк Казахстана сообщил, что с этого дня он отказывается от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне. Если ранее он удерживал курс в пределах 145-155 KZT/USD, то с 11 февраля ввел новый коридор - 185 KZT/USD плюс-минус 2 KZT. Официальный курс Нацбанка на 11 февраля был установлен на уровне 155,56 KZT/USD, на 14 февраля он составил 184,5 KZT/USD, то есть девальвацию тенге можно оценить в 18,5%.

В обменниках курс доллара сразу же подскочил до 190-200 KZT, а магазины начали повышать цены на импортные товары. До этого Казахстан в последний раз проводил девальвацию тенге 4 февраля 2009 года.

В Нацбанке заявили, что, изменения валютной политики необходимы для восстановления внешней конкурентоспособности обменного курса тенге, внешнеторгового баланса экономики Казахстана, а также для поддержания конкурентоспособности отечественных производителей, работающих на экспорт и в сфере импортозамещения.

Председатель Нацбанка Казахстана Кайрат Келимбетов назвал целых пять причин девальвации тенге.

Во-первых, он отметил, что во всех развивающихся странах, в частности в странах БРИКС, продолжается ослабление валют по отношению к доллару США.

Во-вторых, он указал на неопределенность по отношению к курсу российского рубля, который в 2013 году подешевел к доллару на 7%, а в текущем году - еще примерно на 8%. Тенге также подешевел по отношению к доллару, но всего примерно на 3 и 1,5% за указанные периоды времени соответственно. Таким образом, проведенная девальвация тенге на 19% по отношению к доллару компенсировала его усиление по отношению к рублю даже с некоторым запасом.

В-третьих, К. Келимбетов отметил состояние платежного баланса, в котором, несмотря на то что сальдо счета текущих операций остается положительным, в целом наблюдается рост импорта.

В-четвертых, он указал на высокие девальвационные ожидания в экономике, в связи с которыми наблюдалось усиление спекулятивных операций, и Нацбанк был вынужден регулярно осуществлять интервенции на валютном рынке.

В-пятых, он отметил создание предпосылок для снижения инфляции до 3-4% в среднесрочной перспективе и намерение Нацбанка перейти к таргетированию инфляции, отказавшись от жесткого регулирования обменного курса своей валюты.

А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с главой Нацбанка и премьер-министром страны объяснил девальвацию желанием улучшить экономическое положение предприятий, на каждом из которых работает по 10-40 тысяч человек, что обеспечит дополнительный рост экономики страны.

Таким образом, причиной девальвации тенге стало желание властей остановить снижение темпов роста золотовалютных резервов страны и поддержать отечественных производителей. А ссылка на Россию и величина девальвации указывают на то, что в Казахстане была осуществлена так называемая "конкурентная девальвация", когда страна ослабляет свою валюту, не желая отставать от соседних стран.


Неназванная причина.


Аргументы высших чиновников Казахстана выглядят довольно убедительными, однако необходимость девальвации тенге кажется неоднозначной с учетом серьезных отрицательных последствий: вкладчики банков потеряли около 20% своих сбережений, в стране начался рост цен, доходы населения в валютном и реальном выражении снижаются.

Поэтому, возможно, были и другие, неназванные причины. Не исключено, что одной из них стало желание Н. Назарбаева увеличить совокупные резервы страны до 100 млрд. USD. Выступая 14 декабря 2013 года на торжественном собрании в честь Дня независимости в Астане, он заявил следующее: "В нынешнем году мы отметили 20-летний юбилей казахстанского тенге. Успешно работает стабильная финансовая система. Растут совокупные международные резервы страны. Их объем уже скоро достигнет исторического рекорда - 100 млрд. USD".

Какого-то экономического смысла наращивания резервов до столь грандиозной величины у страны с 17-миллионным населением нет. Поэтому не исключено, что у президента Казахстана резервы выступают в качестве некоего фетиша, подобно тому, как в Беларуси таким фетишем выступает зарплата в долларовом выражении - то 500, то 600, то 1.000 USD.

Ухудшение внешней конъюнктуры для Казахстана привело к снижению темпов роста резервов, что могло бы помешать осуществлению пророчества президента Казахстана.

То есть если Александр Лукашенко сейчас готов тратить золотовалютные резервы для поддержания зарплаты на обещанном им уровне около 600 USD, то Н. Назарбаев, возможно, решился снизить зарплату и жизненный уровень населения для того, чтобы обеспечить достижение исторического рекорда по резервам.


Девальвация по необходимости.


Совсем другие причины привели к девальвации украинской гривны. Притока валюты от внешней торговли в Украину нет, и только за 11 месяцев 2013 года отрицательное сальдо Украины во внешней торговле составило 12,6 млрд. USD. При этом золотовалютные резервы Украины в прошлом году уменьшились на 4,2 млрд. USD и на 1 января 2014 года составили всего 20,4 млрд. USD.

В связи с этим девальвации гривны эксперты ждали уже давно. Но украинский Нацбанк поддерживал курс доллара на уровне около 8 UAH/USD на протяжении примерно 5 лет. Стабильность гривны была чуть ли не единственным достижением руководства Украины, поэтому Нацбанк, не колеблясь, осуществлял валютные интервенции в поддержку нацвалюты. В 2012 году Нацбанк потратил на это 7,5 млрд. USD, а в 2013-м - 3,15 млрд. USD.

Но политический кризис привел к обострению ситуации на валютном рынке, и в январе 2014 года спрос на иностранную валюту в Украине резко вырос. На валютные интервенции Нацбанк потратил за месяц 1,7 млрд. USD, и его золотовалютные резервы снизились на 12,8% - до 17,8 млрд. USD. Несмотря на это, курс гривны к доллару на межбанковском рынке снизился в январе на 5,5%, тогда как за весь 2013 год гривна подешевела всего на 2%.

И Нацбанк не выдержал, понизив 7 февраля официальный курс гривны сразу на 8,9%, с 7,993 до 8,708 UAH/USD. Кроме того, он объявил о переходе к плавающему курсу и ввел ограничения на покупку валюты на бирже.

Пересмотр официального курса гривны был проведен впервые за последние полтора года. С сентября по декабрь 2008 года Нацбанк понизил стоимость гривны к доллару в полтора раза - с 4,9 до 7,7 UAH/USD. После этого официальный курс гривны менялся незначительно, а с 9 июля 2012 года находился на неизменном уровне - 7,993 UAH/USD.

Но необходимость осуществления интервенций на поддержание курса гривны является не единственной проблемой для Украины. Сложной кажется ситуация и с внешним государственным долгом, который на конец 2013 года достиг 32,1 млрд. USD. По данным украинского Минфина, в текущем году правительству предстоит погасить внешних долгов на 5,23 млрд. USD, а в 2015 году выплатить внешним кредиторам 7 млрд. USD.

Таким образом, основания для девальвации гривны были уже давно, но Нацбанк из политических соображений на это не шел, рассчитывая, по-видимому, продержаться до президентских выборов 2015 года. Шансов на это у него было немного, но ситуация улучшилась после решения России приобрести облигации Украины на 15 млрд. USD. Этих денег должно было хватить и на выплаты по внешнему государственному долгу, и на валютные интервенции в течение нескольких лет.

Но политический кризис, возникший в последние месяцы, потребовал дополнительных затрат валюты, а перспективы получения следующих траншей из обещанной Россией помощи стали неясными, в связи с чем украинский Нацбанк, по-видимому, и решился на девальвацию гривны.


Нет веских оснований.


В Беларуси ситуация на валютном рынке отчасти напоминает украинскую. Основания для девальвации белорусского рубля имеются уже давно, но белорусские власти предпочитают использовать золотовалютные резервы страны на поддержку курса рубля, обеспечивая его плавное снижение.

Как и в Украине, это вызвано политическими причинами, ведь А. Лукашенко в течение ближайших двух лет надо обеспечивать лояльность электората на местных, парламентских и президентских выборах, поэтому он стремится сохранить зарплату в стране на обещанном им уровне - в долларовом эквиваленте около 600 USD.

Но, в отличие от Украины, в январе 2014 года на валютном рынке Беларуси обострения ситуации не было, напротив, население успокоилось и продало валюты намного больше, чем купило. В таких условиях проводить девальвацию нет смысла, так как население бросится забирать средства из банков и скупать валюту. Сейчас же есть надежда на то, что при разумной политике руководства страны стабильность на рынке и приток валюты от населения удастся сохранить.

Нет у Беларуси таких оснований и для конкурентной девальвации по отношению к российскому рублю, которые были у Казахстана. Дело в том, что наш Нацбанк не держал курс рубля в 2012 году на фиксированном уровне, как это делал Нацбанк Казахстана. Поэтому белорусский рубль ослабел по отношению к доллару на 11,1%. Да и в текущем году рубль потерял уже около 2%. То есть в номинальном выражении курс белорусского рубля снизился по отношению к доллару за прошедшие год и полтора месяца примерно так же, как и курс российской валюты.

Другое дело, что инфляция в Беларуси в 2013 году составила 16,5% против 6,5% в России, то есть цены на белорусские товары и услуги в среднем выросли значительнее, чем в РФ, что снизило конкурентоспособность белорусских предприятий.

Однако основной вклад в инфляцию в РБ внесли услуги, тогда как продовольственные и непродовольственные товары подорожали в меньшей степени - на 13,4 и 7,6% соответственно. То есть удорожание белорусских товаров по отношению к российским составило всего несколько процентов и не было критичным для торговли с Россией.

Конечно, произошедшее в феврале снижение курсов тенге и гривны к белорусскому рублю негативно скажется на нашем экспорте в Украину и Казахстан, но эффект вряд ли будет значительным, да и объемы торговли Беларуси с этими странами относительно невелики. К тому же нанесенный белорусской экономике ущерб может быть отчасти компенсирован плавным ослаблением рубля.

Таким образом, произошедшие в феврале события на валютных рынках России, Украины и Казахстана не дают дополнительных оснований для проведения резкой девальвации белорусского рубля. Но не стоит забывать, что вопрос о динамике его курса остается открытым.

Ведь в нашей стране имеются объективные основания для снижения заработной платы примерно на 20% в долларовом и реальном выражениях. То есть девальвацию рубля с целью сокращения зарплаты можно провести в любой момент, а ослабление валют стран - партнеров Беларуси дает удобный формальный повод для этого.

http://www.belmarket.by/

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Аналитика