Белорусские разработчики создали технологию QR-платежей, которую можно встроить в любое приложение

В ближайшие годы белорусы смогут полностью избавиться от всех пластиковых карт, за исключением карточки социального страхования. Такую возможность предоставляет новая технология SmartPay, основанная на платежах с помощью QR-кода. Она разработана белорусской компанией «БиСмарт» и прошла тестирование в сети «Евроопт».

Как отмечают разработчики, технология может в корне изменить потребительский рынок Беларуси. «Мы решили проблему безопасности платежей при помощи QR-кода. Поэтому ключевой особенностью SmartPay является возможность безопасной имплементации сервиса в любое стороннее приложение, а не только банковское. Это делает технологию интересной не только для белорусского, но и для западных рынков», — подчеркивает директор ЗАО «БиСмарт» Роман Сущинский.

Как это работает?

На мобильный телефон устанавливается приложение с сервисом SmartPay — это может быть как банковское, так и приложение любимого ритейлера. Выбрав покупки, покупатель сообщает кассиру о желании оплатить покупки QR-платежом. Открывает приложение и на него приходит уникальный QR-код. Телефон прикладывается к сканеру и оплата подтверждается. После оплаты в приложение покупателя приходит электронный чек.

Безопасность платежа обеспечивается тем, что транзакция разбивается на несколько логически не связанных частей. При этом в смартфон пользователя попадает только часть информации, которая никак не может быть использована злоумышленниками для взлома.

Компания «БиСмарт» уже подала заявку на приоритетное использование технологии SmartPay в США и странах ЕС.

Ритейл может сэкономить десятки миллионов долларов

С помощью технологии можно совершать и принимать платежи без использования инфраструктуры международных платежных систем (МПС) — это означает, что ритейл сможет существенно экономить на эквайринге.

«На сегодня стоимость торгового эквайринга для ритейлеров составляет порядка 1–2%. Использование технологии SmartPay позволяет снизить его примерно на треть. Даже такая экономия позволит сэкономить крупным розничным сетям десятки миллионов долларов в год», — утверждает Роман Сущинский.

Не менее привлекательной для ритейла является еще одна уникальная особенность технологии SmartPay: это возможность ее имплементации в любое приложение, в том числе и в приложения ритейлеров.

Практически все розничные сети присматриваются к новой технологии. Исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская отмечает: «Сегодня одна из главных задач ритейла — это избежать повышения цен. Поэтому важно просчитать, сколько стоит внедрение этой технологии и как она поможет решить эту задачу. На сегодня ритейл не готов на большие затраты. Но, если мы увидим, что с помощью SmartPay можем снизить издержки и повысить скорость обслуживания — безусловно, технология будет широко внедряться. Хотя, конечно, подобные решения принимаются непросто».

«В Беларуси сейчас параллельно развивается несколько сервисов QR-платежей. Мы изучили все, пообщались с их создателями. И сделали вывод, что SmartPay наиболее полно удовлетворяет интересам как ритейлеров, так и покупателей», — утверждает генеральный директор компании «Евроторг» Андрей Зубков. — «Во-первых, SmartPay действительно позволяет обращаться к банковским счетам, минуя международные платежные системы. И это дает возможность экономить на эквайринге. Во-вторых, сервис может встраиваться в приложения ритейлеров. У других сервисов такой возможности на данный момент нет. В-третьих, и для нас это очень важно, эту технологию можно внедрить с незначительными затратами — по крайней мере, в несколько раз дешевле, чем другие сервисы. И, в-четвертых, SmartPay позволяет автоматически „привязывать“ карты лояльности — у остальных сервисов эта функция пока не реализована».

Потребитель сможет все?

По заверению разработчиков, пользователей технологии ожидает немало приятных сюрпризов.

Новая технология предусматривает гибкое управление личными финансами: сервис не привязан к конкретному счету, а позволяет пользователю выбирать, из какого источника — банковского счета, карточки или электронного кошелька — оплачивать покупку или услугу.

Появившаяся возможность встраивать платежный сервис в приложения ритейлеров открывает для потребителя новые горизонты. «Мы действительно можем оптимизировать работу с картами лояльности — у потребителя будет свободный выбор. Это принципиальное отличие SmartPay от существующих сервисов оплаты по QR-коду. А еще одна отличная новость — вы сможете вести историю покупок: подробный чек будет оставаться в вашем мобильном приложении. При использовании банковских и сторонних приложений потребитель такой информации не получит: ни один ритейлер не будет отдавать свои „большие данные“ сторонним сервисам. Это слишком ценная информация. Но в своем приложении вполне может поделиться с вами», — рассказывает Андрей Зубков.

Без банков не обойтись

Банки, с которыми вели переговоры разработчики, восприняли новую технологию с большим интересом. Все понимают, что в борьбе за своего клиента необходимо совершенствоваться и предлагать ему самые удобные способы взаимодействия.

«Мы видим, что доходы банков, как минимум, не снизятся. Вместо заработка на карточных платежах, они будут зарабатывать на платежах по QR-кодам и доход с каждой операции останется тем же. При этом исчезнут платежи в пользу международных платежных систем и снизятся затраты на эмиссию карт и дорогостоящий процессинг», — объясняет Роман Сущинский.

Также для банкиров важно, что при использовании технологии Smart Pay деньги клиентов остаются на их счетах, а не выводятся, например, в электронные кошельки.

Технология Smart Pay в течение нескольких месяцев проходила тестирование в одном из гипермаркетов «Евроопт». Как отмечают разработчики, результаты впечатляют: скорость проведения расчетов с клиентами, оплачивающими покупки с использованием карты лояльности, значительно выросла.

Поделиться публикацией: