Беларусь останется без Geely, но с электромобилями?

Белорусский завод БелДжи, выпускающий автомобили марки Geely, приостановил работу, в то же время, Евразийская экономическая комиссия разрешила импорт электромобилей в Беларусь без уплаты таможенных пошлин.

Как сообщили в Financial Times, китайская компания Geely в настоящее время оценивает репутационные риски, которые она может получить в случае продолжения работы на рынке России.

В связи с этим она пока приостановила производство автомобилей на совместном белорусско-китайском предприятии «БелДжи», выпускающем машины для России. Но не исключено, что после оценки компания решит активизировать свою деятельность в РБ и РФ, так как она также оценивает возможности, которые возникают у нее в связи с прекращением продаж в России ее основных конкурентов типа Volkswagen и Toyota.

БелДжи остановил работу с 16 марта (по 1 апреля), отправив рабочих в отпуск. На предприятии объяснили такое решение проблемами с логистикой, а именно, с неритмичностью поставок комплектующих из Китая. На предприятии подчеркнули, что в дилерских центрах достаточно автомобилей для реализации, а комплектующие уже находятся в пути.

Джили будут продавать в России

Даже если завод не возобновит работу, без новых автомобилей Беларусь не останется. Совет Евразийской экономической комиссии принял решение о возможности беспошлинного ввоза электромобилей в 2022–2023 годах в Армению, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Установлена квота такого ввоза, которая для Беларуси составляет 10 тыс. машин в 2022 году и 15 тыс. в 2023 году. Такая же квота установлена для Казахстана. В Армению можно беспошлинно ввезти 7 и 8 тыс. автомобилей соответственно, а в Кыргызстан — 5 и 10 тыс.

На Россию данное решение не распространяется, более того, не допускается и передача прав владения, пользования и распоряжения электромобилями, купленными без пошлин, лицам, имеющим гражданство и постоянное место жительства в РФ. В принципе продаже электромобилей россиянам возможна, но в таком случае надо будет уплатить пошлину в размере 15% от стоимости машины.

Правительство России отказалось от отмены пошлины в связи с надеждами на привлечение иностранных инвестиций для создания собственных электромобилей. Теперь этим планам не суждено сбыться вследствие ухода иностранных инвесторов, поэтому не исключено, что решение РФ изменится.

Что касается российских инвесторов, то они пока по-прежнему не проявляют интереса к инвестициям в России, хотя не исключено, что у них просто не останется другого выхода. Впрочем, дело не только в деньгах, но и в технологиях. В связи с этим, возможно, возникнет шанс у белорусских разработчиков электромобилей и аккумуляторов.

Отмена пошлины мало поможет импорту электромобилей в Беларусь, так как они все равно окажутся весьма дорогими. Дело в том, что их цена стремительно растет на мировом рынке в связи с увеличением цен на компоненты, в частности, полупроводниковые схемы.

Американская компания Rivian Automotive в начале марта подняла цены на свои машины на 20%. Tesla увеличила цены на все модели электромобилей в США, а в Китае на Model 3 и Model Y.

Дополнительный к уже произошедшему рост цен автомобилей может вызвать подъем цен на литий, который используется для создания электрических батарей. Этот металл вырос в цене за год в пять раз, что, по оценкам аналитиков банка Morgan Stanley приведет к увеличению цен аккумуляторов примерно на 25%. А это неизбежно заставит производителей автомобилей поднять цены на машины примерно на 15%.

Поделиться публикацией: