Мы смогли поговорить с генеральным директором
Александр, Банковскому процессинговому центру в этом году исполнилось 20 лет. Сегодня процессинговый центр — ядро платежной инфраструктуры Беларуси. Поделитесь, пожалуйста, интересными цифрами или фактами о деятельности предприятия, которыми может гордиться руководитель Вашего уровня?
— Немного значимой статистики.
Банковский процессинговый центр продолжает внедрять новые сервисы и расширять функционал платежной системы БЕЛКАРТ, например:
В истекшем году продолжалось внедрение Центром инновационных бесконтактных платежных технологий. Обеспечена возможность использования сервиса приема бесконтактных платежей на основе технологий TapToPhone.
Прогнозы на банкоматный бизнес на 2021–2022 годы были противоречивыми с одной стороны специалисты пророчили снижение потребности населения в АТМ и переход на ДБО каналы, с другой стороны внедрение новых функций и возможностей в банковский автомат. Каковы Ваши прогнозы? Как Банковский процессинговый центр будет представлен в этой нише?
— Я долгое время искренне считал, что наличные обречены, и время их заката не за горами. Как показывает практика не только в нашей стране, но и во всем мире, слухи о смерти наличных сильно преувеличены.
В период геополитической турбулентности наличные оказались одним из самых суверенных (вместе с национальными платежными системами) средств платежа.
Да, поддержание
В сельской местности за машину песка, гравия, за услуги по вспашке, косьбе, за строительные работы, оказываемые неофициально, по понятным причинам, речь о безнале в принципе не стоит.
За редким исключением не прижился безнал пока и в сфере услуг и товаров религиозного назначения. В общем, пока наличные денежные средства являются неотъемлемой частью нашей платежной экосистемы. И, естественно, с ними нужно работать, их нужно обслуживать. Так что банкоматный бизнес точно не умирает, скорее происходит серьезная его трансформация.
Сейчас во всем мире, в том числе и в нашей стране, четко проявляется тренд на замену устаревших моделей с единственной функцией — функцией снятия наличных, на современные многофункциональные банкоматы. Их еще называют банкоматами полного цикла или ресайклинговыми банкоматами. Их основная особенность в том, что в этих банкоматах реализован полный цикл рециркуляции наличных — они и выдают, и принимают наличные, более того принятые наличные пересчитываются и могут быть выданы другому клиенту.
Такие банкоматы, если их установить в местах со сбалансированным оборотам по приему/выдачи наличных значительно реже инкассируются. Кроме того, следует отметить, что банки в настоящее время строят бесконтактные экосистемы. И если вопрос с бесконтактными платежами в торговле уже давно закрыт, то говорить о 100% бесконтактной функциональности банкоматного парка Беларуси пока еще рано.
Для реализации этой задачи банки сейчас закупают исключительно банкоматы с возможностью осуществления бесконтактных операций. Нужно обратить внимание на то, что сейчас банкомат становится
В спектр операций, осуществляемых в современных банкоматах белорусских банков, помимо стандартных, входят и прием платежей (как в наличной, так и безналичной форме), и
В целом и внешний облик, и внутреннее содержание современного банкомата принципиально отличается от его собратьев
В силу ряда причин, наш Центр, который долгие годы был значимым игроком на банкоматном рынке, последние несколько лет ушел с этого рынка. И в 2021 году мы задумались о возвращении на него. И я с гордостью могу сказать, что меньше чем за год, мы провели огромный объем методологических, юридических, технологических и интеграционных работ и готовы к выводу на рынок банкоматов китайского производителя GRG. В настоящее время наши банкоматы проходят
Особое внимание хотелось бы уделить тренду — бескарточным транзакциям, в том числе и на банкоматах. Банки пытаются конкурировать друг с другом при внедрении наиболее технологичных устройств (мобильные
— Следует различать типы транзакций. Существует такой тип транзакции: сгенерированный иными платежными
Оба типа транзакций меняют, безусловно, платежный опыт конечного потребителя, так как формируют бескарточные, в подавляющем большинстве случае, бесконтактные взаимодействия между потребителем и всеми остальными участниками процесса (банкоматами, торговцами, банками, терминалам
В таком восприятии «бескарточных транзакций» я бы назвал один, в моем понимании, самый главный общий тренд — это создание бескарточных бесшовных экосистем, в которых потребитель может получить максимально полный объем платежных услуг не используя карточку в качестве базового инструмента.
Здесь, по моему мнению первенство принадлежит различным платежным приложениям и мобильный
Мне кажется, что это очень удобно, так как сложно представить современного человека без смартфона — он с нами всегда, поэтому и смещению акцентов в пользу платежных приложений вполне понятно. К остальным платежным гаджетам я отношусь скорее, как к игрушкам, необычным аксессуарам, не более того.
Совсем другая история, когда «бескарточные транзакции» вообще не имеют отношения к карточным технологиям. Среди ведущих технологий в этом сегменте развития «бескарточных технологий» безусловно главную скрипку играют
В стране уже есть несколько серьезных проектов, базирующихся на
Мы не можем не спросить про один из главных проектов — платежную систему БЕЛКАРТ. Вы
— БЕЛКАРТ находится на этапе значительного роста как с точки зрения расширения функциональности, так и с точки зрения количества карт в обороте. Мы практически функционально сравнялись с международными платежными системами (осталось еще несколько сравнительно незначительных технологических аспектов, которые мы планируем закрыть в 2023 году). Не побоюсь сказать, что в сложной геополитической ситуации, в которой оказалась наша страна, именно БЕЛКАРТ спасла карточный рынок страны.
Держатели карточек белорусских банков практически не заметили тех бурь и ураганов, которые бушевали в платежной экосистеме в феврале—марте текущего года. Не было бы в стране БЕЛКАРТ — последствия были бы значительно более серьезными, многие санкционные банки лишились бы значительной доли своих карточных портфелей, держатели ощутили бы значительные неудобства в пользовании картами — карты потеряли бы свою системность — ими нельзя было бы рассчитаться в любых точках приема любых банков. Всего этого благодаря БЕЛКАРТ и Банковскому процессинговому центру не произошло.
Конечно, карточный рынок Беларуси частично потерял такую полюбившуюся многими нишу как оплата с использование платежных приложений SamsungPay, ApplePay
Именно поэтому очень важен и востребован рынком новый продукт платежной системы БЕЛКАРТ — платежное приложение БЕЛКАРТ PAY, которое позволяет использовать телефоны с ОС Android для проведения бесконтактных безналичных операций практически во всех магазинах нашей страны (осталось еще незначительное количество терминалов, как правило устаревших моделей, которое пока не принимает наше платежное приложение, но мы активно работаем над решением этого вопроса).
Это большой прорыв для нашего рынка. БЕЛКАРТ PAY первое белорусское решение, которое работает на базе признанных международных технологий токенизации на белорусском технологическом решении. При этом все технологические мощности для обеспечения функционирования данного продукта расположены на территории Беларуси, что позволяет еще больше усилить платежный суверенитет страны.
Мы работаем и над тем, чтобы наше решение появилось на телефонах Huawei (планируем в начале следующего года порадовать владельцев телефонов данного бренда), и на телефонах Apple (здесь все сложнее
БЕЛКАРТ PAY станет нашим флагманским продуктом — мы будем расширять его функциональность, в том числе и за счет имплементации в него программы лояльности запустить которую мы планируем в середине следующего года.
Каким Банковский процессинговый центр Вы как руководитель видите через 5, 10 и, возможно, даже 20 лет?
— Банковский процессинговый центр я вижу ядром платежного рынка нашей страны, который обеспечивает ее платежную независимость, оперативно реализует сложные технологичные проекты, работает с максимально возможным количеством платежных
Наш коллектив предпримет все усилия к тому, чтобы карточки платежной системы БЕЛКАРТ технологически не уступали, а по ряду аспектов, и превосходили карточные продукты других платежных карточных систем, а бренд БЕЛКАРТ будет узнаваем и любим большинством белорусов.
Александр, а какой Ваш личный план развития как эксперта и специалиста на этом пути технологий цифровых платежей?
— В свое время я выбрал стезю менеджмента. В моем понимании профессиональный менеджер может быть экспертом только в менеджменте. Потому что управленческие скилы и экспертные скилы с определенного уровня управления начинают конкурировать друг с другом. И по мере перехода на очередной уровень управления менеджерские навыки растут (должны расти), а экспертные — падают.
Текущий уровень управления, генеральный директор
Так что моя ключевая цель подтянуть свои управленческие навыки и знания до данного уровня управления. А подтягивать есть что — это и финансы предприятия, и навыки взаимодействия с органами государственного управления.
Из всех менеджерских скилов важнейшими я считаю стратегический менеджмент, командообразование и HR — поэтому я всегда слежу за новинками теории и практики в этих направлениях.
Поделиться публикацией: